Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал сводные статистические сведения о работе арбитражных судов за 2022 г.
Как следует из отчетности, в 2022 г. в российские арбитражные суды по первой инстанции поступило исков и заявлений лишь на 4% больше, чем в 2021 г. Аналогичным образом возросло и количество рассмотренных дел.
Среди дел, поступивших в арбитражные суды, пальму первенства занимают экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений, при этом в 2022 г. к производству было принято на 1,5 тыс. дел меньше, чем годом ранее. На втором месте находятся банкротные дела, причем их было принято к производству почти на 23% больше, чем в 2021 г. Число дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, также выросло, тогда как дел об административных правонарушениях в арбитражные суды поступило почти на 30% меньше.
В 2022 г. значительно увеличилось число дел с участием граждан без статуса ИП – в сравнении с прошлым отчетным периодом этот показатель вырос в полтора раза. Споров с участием госкорпораций было всего на 38 больше, но сам рост составил 20%. Институт арбитражных заседателей продолжает оставаться «нежизнеспособным» на протяжении последних лет: с их участием не было рассмотрено ни одного спора.
Самыми популярными категориями договорных споров в 2022 г. по-прежнему являются дела касательно купли-продажи, на втором месте находятся споры по возмездному оказанию услуг, на третьем – подрядные споры. В делах, связанных с недоговорными отношениями, лидируют банкротные дела, за ними идут споры о взыскании обязательных платежей и санкций с должников. На третьем месте расположились дела, связанные с применением законодательства об административных правонарушениях.
Адвокат практики банкротства АБ «Инфралекс» Владимир Исаенко отметил, что юрлица и предприниматели обычно обращаются в арбитражные суды в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением их контрагентами договорных обязательств. «Из них почти половину составляют споры, вытекающие из договоров купли-продажи. В 2022 г. увеличилось количество споров, связанных со взысканием с организаций и граждан обязательных платежей и санкций. В наибольшей степени это обстоятельство обусловлено нарушением обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», – заметил он.
За прошлый год выявлен рост случаев рассмотрения судами заявлений об обеспечении иска, тогда как случаев рассмотрения заявок об обеспечении имущественных интересов (предварительные меры) было лишь на два больше. При этом суды рассматривали меньше заявлений об обеспечении исполнения решения и об обеспечении доказательств.
Из данных отчета можно видеть, что заинтересованность участников арбитражного судопроизводства в использовании видео-конференц-связи продолжает расти.
Стоит отметить, что в 2022 г. процессуальные штрафы за неисполнение судебного акта применялись на 16% реже, чем в 2021 г., а за непредставление доказательств – на 43%. При этом выросло количество штрафов за неуважение к судам.
Несмотря на то что в апелляцию поступило больше дел, количество рассмотренных жалоб осталось практически неизменным – разница всего 0,25%. Количество неоконченных дел на конец отчетного периода также практически не изменилось.
Адвокат АБ «ЮГ» Сергей Радченко обратил внимание на то, что в апелляции за год в среднем происходит 9,5% отмен решений первой инстанции. «Это означает, что либо первая инстанция качественно работает, либо апелляция ленится проверять доводы жалоб. Больше всего отмен наблюдается по спорам о поставке, подряду, энергоснабжению и возмездному оказанию услуг, однако это и самые распространенные категории споров. Чаще всех отменяет решения Девятый арбитражный апелляционный суд, но он же больше всех и рассматривает апелляционных жалоб. Апелляционные суды в среднем чаще принимают обеспечительные меры (примерно в 25% случаев), что примерно соответствует проценту в первой инстанции. За неуважение к суду апелляция штрафует чаще, чем за непредставление доказательств», – заметил он.
В 2022 г. в кассационные суды поступило чуть менее чем на 2% дел больше, нежели годом ранее. При этом число рассмотренных жалоб выросло на 5%, однако удовлетворением завершилось лишь 11% дел, что сопоставимо с данными за 2021 г.
Текст: Зинаида Павлова
Инфографика: Павел Садчиков