Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал отчетность по рассмотрению арбитражными судами субъектов РФ банкротных дел за 2022 г.
Число банкротных дел, рассмотренных судами, возросло
В 2022 г. количество дел о банкротстве, поступивших в арбитражные суды, существенно возросло – 353 696 против 298 261 дела в 2021 г. Соответственно, возросло и число банкротных дел, рассмотренных судами, – за отчетный период рассмотрено на 54 158 дел больше, чем годом ранее.
Адвокат МКА «ВЕРДИКТЪ» Юнис Дигмар отметил, что в 2022 г. в арбитражные суды поступило 353 696 заявлений о признании должника банкротом, что на 18,6 и 84,6% больше, чем в 2021 и 2020 гг. соответственно. «Продолжающееся увеличение числа указанных заявлений позволяет сделать вывод, с одной стороны, о попытке участников гражданского оборота более цивилизованно разрешать вопросы истребования долга. С другой стороны, вопреки введенному в Закон о банкротстве положению о возможности введения в экстраординарных ситуациях моратория на банкротство, оно скорее не останавливает вал указанных заявлений и тем более не способствует внесудебному разрешению разногласий между должником и кредитором, а лишь на непродолжительное время приостанавливает инициирование указанной категории споров. При этом из общего количества поступивших в арбитражные суды заявлений принято к рассмотрению: в 2022 г. – 93,2%, в 2021 г. – 90,1%, в 2020 г. – 90,3%. То есть из года в год количество принятых заявлений остается примерно на одном уровне (хотя налицо некоторое увеличение, что, скорее всего, говорит о некотором улучшении подготовительной работы и возможном росте качества процессуальных документов)», – полагает он.
Соотношение банкротов по организационно-правовой форме
В 2022 г. более чем вдвое сократилось количество поступивших в суд заявлений о признании несостоятельными юрлиц. Одновременно уменьшилось и число заявок о признании банкротами индивидуальных предпринимателей. Однако заявлений о несостоятельности обычных граждан было подано более чем на 100 тыс. больше.
Адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев полагает, что введенный ранее мораторий заблокировал «каскадное» падение экономики, поэтому в 2022 г. бизнес и граждане были защищены от негативных последствий внешнего давления, в отличие от кредиторов. «Однако не могу согласиться, что оба моратория ("ковидный" и текущий) сыграли благоприятную роль для снижения числа банкротств и в целом как-то оздоровили экономику, поскольку не следует путать защиту от негативных эффектов и оздоровление. Благодаря мораторию никакого оздоровления не произошло, на практике были лишь отложены "в долгий ящик" многие уже назревшие банкротства», – убежден он.
В 2022 г. поступило лишь 49 заявлений о признании банкротами сельхозорганизаций, тогда как в 2021 г. их было 129, 30 заявлений касательно несостоятельности финансовых и кредитных организаций против 70 в 2021 г., 58 – КФХ и 91 – застройщика (в 2021 г. 167 и 121 соответственно).
Активность судов при рассмотрении дел о несостоятельности
В 2022 г. число дел с процедурой наблюдения уменьшилось почти на 40% в сравнении с аналогичным показателем за предыдущий отчетный период, а количество процедур по финансовому оздоровлению уменьшилось в два раза. Данные по внешнему управлению остались на сопоставимом уровне.
Число дел с процедурой конкурсного производства в 2022 г. снизилось примерно на 14%, количество дел с проведением процедур по реструктуризации долга выросло на 25%. Процедура реализации имущества в 2022 г. вводилась почти в полтора раза чаще.
В прошлом году в рамках банкротных дел арбитражные суды рассмотрели более чем на полмиллиона больше заявлений, жалоб, ходатайств и разногласий, чем в 2021 г.
Адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев отметил, что за последние три года число споров о субсидиарной ответственности последовательно росло. «Такой инструмент востребован кредиторами и используется в целях восстановления конкурсной массы должника-организации, претерпевшей лишения от действий бенефициара. Эти споры отличаются высокой конфликтностью, многочисленными проблемами правоприменения, противоречивой практикой толкования. В институте субсидиарной ответственности, особенно если законодатель решится не только на реформу закона о банкротстве, но и на введение института банкротства группы компаний (холдингов) или консолидацию конкурсных масс (хотя бы процессуальную консолидацию), кроется будущее банкротства (да уже и настоящее), поэтому количество споров по этой категории будет расти», – полагает он.
Текст: Зинаида Павлова
Инфографика: Павел Садчиков