×

АГ-Ракурс

Птицын высокого полета

Мосгорсуду, возможно, повезло с новым председателем
Валерий Жуков
Валерий Жуков
Редактор раздела «АГ-Ракурс» с февраль 2020 по март 2021, ранее – главный редактор портала Legal.Report (2017–2019), заместитель главного редактора портала «Право.ru» (2009–2015). Лауреат премии Москвы в области журналистики

Может ли судья покидать здание суда в рабочее время и как угрожают карьере орфографические ошибки в судебных документах? У претендента на кресло главы Мосгорсуда Михаила Птицына есть на эти вопросы ответы, которые едва ли понравятся многим судейским работникам. Некоторые эпизоды биографии потенциального руководителя столичной судебной власти изучил «АГ-Ракурс».

Должность ко дню рождения

Предполагаемому сменщику многолетнего председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой 21 августа дважды улыбнулась удача в ВККС. Во-первых, в этот день глава Южного окружного суда (бывший Северо-Кавказский военный суд) к.ю.н. Михаил Птицын отмечал свое 57-летие, и Высшая квалифколлегия судей не оставила единственного претендента без подарка в виде рекомендации на должность. А во-вторых, из-за коронавирусных ограничений заседание проходило по видеосвязи, и, следовательно, соискателю не пришлось ехать в Москву и жертвовать праздничным ужином в семье из-за карьерных устремлений. Забегая вперед, скажем, что не всегда отношения с ВККС складывались у Михаила Птицына столь безоблачно; но об этом ниже.

К профессии юриста Михаил Птицын обратился не сразу. Сперва он окончил Горьковское высшее зенитно-ракетное училище противовоздушной обороны и в 1984–1989 гг. служил на различных «командных и политических должностях». Как раз на конец этого периода пришлась большая перетряска в войсках ПВО после скандального приземления в 1987 г. у Красной площади легкомоторного самолета с 18-летним Матиасом Рустом (впрочем, совершенно не факт, что это каким-либо образом повлияло на судьбу молодого офицера). Птицын поступил на военно-юридический факультет Военного института Минобороны в Москве и, получив диплом правоведа, в 1992 г. стал судьей Балашихинского гарнизонного военного суда. Два года спустя он занял должность заместителя председателя этого суда, а в 2001 г. возглавил его.

В одном из интервью Птицын рассказывал, что Балашихинский гарнизонный суд в отдельные годы удовлетворял около 96% жалоб военнослужащих на командование (такие споры в военных судах составляют основную массу гражданских дел, которых рассматривается в несколько раз больше, чем уголовных и административных).

В 2005 г. Михаил Птицын перешел заместителем председателя в вышестоящий 4-й окружной военный суд, в этом качестве он, в частности, принимал участие в Пленуме Верховного Суда РФ по упрощенному порядку уголовного судопроизводства. В 2007 г. Птицын ненадолго занял кресло руководителя Западно-Сибирского окружного военного суда. А в 2010 г. его назначили председателем самого известного военного суда в стране – Северо-Кавказского окружного, который теперь переименован в Южный окружной военный суд. По данным Суддепартамента за 2015 г., судами, входящими в округ СКОВС, разрешалось каждое третье дело, подсудное военным судам.

Теоретик дисбатов

В 2001 г. Михаил Птицын получил свое последнее воинское звание полковника юстиции – в дальнейшем в рамках судебной реформы военные судьи перестали быть военнослужащими. В том же году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Содержание в дисциплинарной воинской части и его применение». На эту работу еще долго ссылались исследователи темы дисбатов, особенно когда возникла дискуссия вокруг идеи их упразднения, в итоге отвергнутой. Сам Птицын вносил вклад в развитие данного вида уголовного наказания, выступая с обстоятельными статьями в специальных изданиях, одна из них называлась «Это страшное слово – дисбат».

После переезда в Ростов-на-Дону, где дислоцировался Северо-Кавказский окружной военный суд, Птицын, имеющий ученое звание доцента, стал активно преподавать в филиале Российской академии правосудия (этот вуз оканчивала его дочь, также отправившаяся работать в судебную систему).

В 2004–2012 гг. Михаил Птицын был членом президиума Совета судей РФ, возглавлял дисциплинарную комиссию, рассматривающую жалобы граждан на служителей Фемиды. С 2016 г. он является заместителем председателя Совета судей, председателем одной из его трех секций – секции военных судов.

«Судья покидал суд без разрешения»

В 2012 и 2015 гг. ВККС пришлось рассматривать два внутрикорпоративных конфликта, в которых в качестве председателя окружного суда участвовал Михаил Птицын. Оба разбирательства оказались для него непростыми.

В первом случае руководитель СКОВС обратился в Высшую квалифколлегию с представлением о лишении мантии судьи Ставропольского гарнизонного военного суда Константина Бельченко. В представлении указывалось, что судья немногим более чем за полгода «допустил шесть случаев употребления спиртных напитков в рабочее время, дважды самовольно убывал с работы и дважды был замечен управляющим личным автомобилем в состоянии опьянения». Обнаружив в очередной раз отсутствие судьи на рабочем месте, председатель гарнизонного суда связался с ним по мобильному телефону и предложил прибыть на работу. Однако тот ответил нецензурной бранью, заявив, что находится в лечебном учреждении. А «по прибытии на работу в нетрезвом состоянии… зашел в кабинет председателя суда и стал в грубой форме предъявлять претензии по поводу предвзятого, по его оценке, отношения к нему, после чего вновь без разрешения покинул здание суда».

Объяснения отрицавшего пьянство судьи заслушали на заседании президиума СКОВС, после чего председателю окружного суда было рекомендовано направить в ВККС представление о привлечении служителя Фемиды к дисциплинарной ответственности.

Однако когда квалифколлегия стала разбираться в этом деле, выяснилось, что доказательства против судьи в основном базируются на разноречивых свидетельствах коллег и служебной записке судебного пристава. При этом, как установила ВККС, «никто из них не был очевидцем употребления судьей Бельченко К.В. спиртного в служебное время и управления автомобилем в состоянии опьянения, а их мнение об этом основывается лишь на субъективной оценке внешности и речи последнего».

Утверждения председателя гарнизонного суда о фактах самовольного ухода судьи с работы были признаны голословными, а высказанное в представлении мнение о снижении качества работы судьи в результате злоупотребления спиртным – предположительным и не подтвержденным объективными данными.

Как заключила ВККС, эти обстоятельства не составили «оснований для отдания предпочтения представленным председателем Северо-Кавказского окружного военного суда сведениям перед объяснениями названного судьи, имеющими такое же доказательственное значение, поскольку иной подход к рассмотрению настоящего представления привел бы к нарушению принципа равенства участников дисциплинарного производства и к необоснованному нарушению баланса их прав». Высшая квалифколлегия не только отказалась досрочно прекратить полномочия судьи, но не стала даже применять к нему дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.

Одержав победу в ВККС над окружным и гарнизонным председателями, судья Бельченко в 2017 г. все же предпочел удалиться в отставку в возрасте 46 лет. А когда спустя два года он снова пришел в Высшую квалифколлегию, чтобы участвовать в конкурсе на должность судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции в Саратове, то ему с чистым сердцем отказали из-за неполного указания сведений в анкете и возражений представителя ВС РФ.

Фатальные грамматические ошибки

В другой конфликтной ситуации, которую пришлось разрешать ВККС, коллегия приняла сторону руководителя СКОВС, несмотря на то, что ему оппонировал председатель крупного столичного суда.

Бывший помощник судьи Северо-Кавказского окружного военного суда Олег Клименко, перебравшийся к тому времени на аналогичное место в Московском гарнизонном военном суде, претендовал на должность судьи в своем новом суде. Однако его прежнее начальство дало кандидату отрицательную характеристику. В ней отмечалось, что несмотря на стаж работы в должности помощника судьи более 6 лет, «навыками судебной работы в достаточной степени он не овладел, усердие и активность в работе показывал не всегда». Подготовленные им проекты судебных постановлений не отличались высоким качеством, составлялись с грамматическими ошибками. Проявлял слабый интерес к получению новых знаний и опыта. Несмотря на наличие судейских вакансий в гарнизонных судах Северо-Кавказского округа, руководство СКОВС посчитало преждевременным рекомендовать его в качестве претендента на должность судьи, «поскольку уровень правовой подготовки Клименко О.С. недостаточно высокий и требует развития».

На заседании ВККС нелестную характеристику из окружного суда Клименко объяснил тем, что без санкции начальства сдал судейский квалификационный экзамен, и это категорически не понравилось председателю.

Московский гарнизонный военный суд, напротив, выдал кандидату хвалебную характеристику. Более того, в ВККС, чтобы поддержать своего сотрудника, лично приехал председатель суда Виктор Салатов. Он рассказал, что Клименко несколько недель проработал у него помощником и демонстрировал исключительно добросовестное отношение к работе.

Таким образом, для Михаила Птицына складывалась весьма неприятная ситуация – председатель нижестоящего суда, пусть крупнейшего среди гарнизонных, фактически опровергал его заключение о бывшем сотруднике. Если бы ВККС дала кандидату рекомендацию, то подтвердила бы тем самым его утверждения о необъективности и мелкой мести со стороны председателя.

К счастью для председателя СКОВС его позицию поддержали зампреды ВС РФ Владимир Хомчик и Совета судей Анатолий Першутов. Для ВККС это стало достаточным аргументом, чтобы отказать в мантии претенденту, которому также припомнили, что он не попытался обжаловать отрицательную характеристику в судебном порядке.

Олег Клименко так и не стал военным судьей, а председатель МГВС Виктор Салатов, ровесник Птицына, в 2017 г. ушел с должности, отказавшись претендовать на второй срок полномочий, – по стечению обстоятельств ВККС приняла его отставку в тот же день, что и у судьи Константина Бельченко.

Рекорд по оправдательным приговорам

Несомненной заслугой председателя СКОВС стало обеспечение безопасного проведения процессов и личной безопасности судей, хотя окружной суд ежегодно рассматривает до полудюжины дел террористической направленности, часто многоэпизодных. Для выполнения этой задачи Птицын с самого начала с участием силовиков составил пошаговый план действий всех служб. Эти мероприятия затронули, в частности, подготовку здания суда, залов судебных заседаний, конвойных помещений и прилегающей к суду территории. В СКОВС была увеличена численность судебных приставов, а несение ими службы переведено в круглосуточный режим. При проведении крупных процессов обеспечением безопасности руководит специально созданный межведомственный штаб.

Другим предметом гордости для председателя является количество оправдательных приговоров. «У нас больше всех оправдательных приговоров по уголовным делам. Количество оправданных военными судами подчинения СКОВС составляет примерно половину из всех оправданных всеми военными судами России. По сути, по каждому шестому принимается решение гуманной направленности», – рассказывал Михаил Птицын в 2012 г. В этот же период 67% гражданских исков было удовлетворено «в пользу обыкновенных военнослужащих, т.е. в пользу граждан, а не высоких начальников».

При продлении Птицыну полномочий в качестве главы окружного суда ВККС отмечала, что благодаря принятым им мерам количество дел, рассмотренных с нарушением сроков, снизилось на порядки – с 37,7% в 2010 г. до 0,5% в 2012– 2015 гг. «Секрет оперативного рассмотрения дела – это ответственное отношение судей, сотрудников аппарата к своей работе и желание сделать ее качественно, – объяснял тогда в интервью журналу “Судья” председатель СКОВС. – Судьи, получив дело, стараются в кратчайшие сроки его изучить, составить подробный план судебных слушаний на каждый день, именно на каждый рабочий день. Заранее, при изучении председательствующим материалов дела, сотрудники аппарата суда изготавливают тексты телеграмм, совместно с судьей планируют ежедневные графики заседаний, число участников, вызываемых в тот или иной день, возможность их допроса лично либо с помощью систем видео-конференц-связи».

Сможет ли Михаил Птицын столь же успешно справляться с вызовами, которые возникнут перед ним при работе в Московском городском суде? Вообще случаи перехода военных судей в руководители судов общей юрисдикции не единичны. Скажем, Псковский областной суд в марте возглавил выходец из Псковского гарнизонного военного суда Олег Лазарев. Омским областным судом с июля руководит бывший председатель Иркутского гарнизонного военного суда Петр Трапезников, а Брянским – уже второй срок экс-председатель Владикавказского гарнизонного военного суда Евгений Быков. Надо думать, что и Птицын, сменивший до этого немало судов, не потеряется в новом качестве.

Яндекс.Метрика