×

АГ-Ракурс

Запретные торги

Дискриминации адвокатов на юридическом рынке хотят положить конец
Валерий Жуков
Валерий Жуков
Редактор раздела «АГ-Ракурс» с февраль 2020 по март 2021, ранее – главный редактор портала Legal.Report (2017–2019), заместитель главного редактора портала «Право.ru» (2009–2015). Лауреат премии Москвы в области журналистики

Покончить с абсурдными ограничениями для адвокатских образований на участие в государственных и муниципальных тендерах на оказание юридической помощи намерена Федеральная палата адвокатов. На недавнем заседании Совета ФПА принято решение о подготовке изменений в нормативные акты, регулирующие торги, чтобы избавить адвокатов от необходимости вступать в альянсы с посредниками для допуска к конкурсам.

В списках не значатся

13 июля предметом обсуждения на заседании Совета ФПА стала немотивированная дискриминация адвокатов при проведении тендеров на оказание юридической помощи государственным и муниципальным организациям. Адвокаты и адвокатские образования попросту лишены возможности участвовать во многих торгах на том формальном основании, что они не фигурируют в федеральных перечнях субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Объем юридических контрактов, на которые оказались не вправе претендовать адвокаты, впечатляет. На торгах, проводимых в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», количество закупок у малого и среднего бизнеса должно составлять не менее четверти совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. А Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что 15% торгов на электронных площадках должны быть предназначены только для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных НКО.

В Единый реестр малого и среднего предпринимательства, который ведет ФНС, адвокатские образования не попали, поскольку не относятся к коммерческим организациям согласно законам «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и «О некоммерческих организациях».

Много больше вопросов вызывает отсутствие адвокатских образований в списке социально ориентированных НКО, который формируется Минэкономразвития России. Ведь среди критериев включения в этот перечень Законом «О некоммерческих организациях» предусмотрено, в частности, «оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина». Известны случаи, когда адвокатские образования признавались социально ориентированными НКО в судебном порядке – так, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в 2013 г. вынес постановление, в котором указал: «Орловская областная негосударственная некоммерческая организация “Орловская областная коллегия адвокатов” является социально ориентированной некоммерческой организацией и создана в целях оказания квалифицированной юридической помощи». Однако в обширный список социально ориентированных НКО вошли такие структуры, как благотворительные фонды, региональные и муниципальные общественные организации и т.д., но не адвокатские образования.

В итоге, по оценке некоторых участников юридического рынка, практика применения федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ исключает возможность участия адвокатов в 40% случаев от общего числа заявок на оказание профессиональной юридической помощи.

Заведомо коррупционная схема

«Это неправильно, когда, решая одну задачу – поддержки малого и среднего бизнеса, – государство забывает о другой – создании равных условий для сопоставимых участников рынка, – говорит член Совета ФПА, президент АП Воронежской области Олег Баулин. – Мы полагаем, что всем прочим критериям, за исключением того, что не являемся предпринимательской структурой, мы соответствуем в полном объеме».

Член Совета ФПА, председатель МКА «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев видит в ситуации, не позволяющей адвокатам предлагать через адвокатские образования профессиональную правовую помощь на равных условиях с остальными участниками торгов, ограничение права на труд. «Адвокаты в принципе оказывают, скажем так, социально ориентированную услугу, – отмечает он. – Ведь правовая помощь, защита прав – это в любом случае именно такая услуга, что, наверное, трудно оспаривать, исходя из смысла Конституции. Но когда государство объявляет торги, адвокаты через адвокатские образования не могут в них участвовать, потому что Минэкономразвития не считает нас социально ориентированными субъектами. А в малое предпринимательство мы не попадаем по определению, потому что по смыслу закона адвокатская деятельность не является предпринимательской. Это коллизия, которая весьма вредоносна, коррупциогенна и непонятна».

«Очевидно, что по своей экономической сути – не правовой, а именно экономической – адвокаты являются небольшими субъектами экономической деятельности. И конечно, они должны иметь право участвовать в тендерах наравне с другими с другими предприятиями, которые оказывают юридические услуги, – полагает вице-президент ФПА Владислав Гриб. – Более того, в отличие от этих иных предприятий, адвокатская деятельность предполагает ответственность дисциплинарного характера и соблюдение Кодекса профессиональной этики адвоката. За ней осуществляется контроль со стороны и адвокатских палат, и Министерства юстиции. Очевидно, что профессиональное качество и ответственность у нас гораздо выше, чем, подчеркиваю, у большинства юридических фирм, где иногда работают на должностях юристов экономисты, аудиторы и т.д.».

Принудительные альянсы

На заседании Совета ФПА обсуждался совсем свежий пример, когда одна из столичных коллегий адвокатов не смогла направить заявку на электронной торговой площадке, поскольку необходимо было декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства либо к социально ориентированным НКО. В качестве заказчика комплексного юридического обслуживания выступал один из муниципальных советов юго-запада Москвы. В требованиях, предъявляемых к участнику торгов, прямо указывалось, что «в части оказания услуг в области уголовного права ответственные лица Исполнителя обязаны иметь статус адвоката». А сам файл с техническим заданием на юридические услуги и вовсе носил название «ТЗ Адвокаты». И тем не менее именно адвокатское образование не было допущено к торгам из-за установленного ограничения – «только для субъектов малого и среднего бизнеса, а также для социально ориентированных некоммерческих образований».

В сложившихся условиях адвокаты нередко вынуждены участвовать в торгах не напрямую, а вступать в разного рода альянсы с другими организациями, что в корпорации не приветствуется. «Представьте себе некую коммерческую структуру, которая широким спектром специалистов не обладает, но соответствует критериям, которые выдвинуты для предприятий малого и среднего бизнеса. И такая структура привлекает адвокатов. Это, наверное, нехорошо. Лучше, если адвокаты Иванов, Петров, Сидоров смогут идти на торги напрямую, а не будут их использовать, скажем так, юридические коммерсанты», – отмечает Олег Баулин, называя эту схему «скользким и неприятным моментом».

«Адвокатские образования вынуждены заключать какие-то суррогатные договоры с инвалидами и другими непонятными некоммерческими организациями, – признает Андрей Яковлев, – хотя сами по себе адвокатские образования являются некоммерческими организациями».

«Как решают [проблему]? К сожалению, крупные адвокатские образования создают параллельные структуры, одноименные юридические лица, какие-нибудь ООО и участвуют в конкурсе таким образом. Ну зачем это делать?!» – говорит Владислав Гриб. Объективности ради вице-президент ФПА уточняет, что ограничения для адвокатов все же не носят тотального характера: «Ряд компаний, корпораций в принципе допускают к конкурсам адвокатские образования. Они прямо в условиях тендера пишут, что они и для адвокатских образований. Нельзя говорить, что такого нет, – и нас допускают к конкурсам. Но и не допускают тоже, следуя формальной букве закона. Надо это разрешить, чтобы противоречий не было».

Найдется дело для ФАС

По итогам обсуждения ситуации с тендерами Совет ФПА создал рабочую группу, которая должна разработать предложения по изменению нормативной базы, регулирующей проведение государственных и муниципальных торгов. «Речь идет о том, чтобы подготовить точечные поправки, которые позволяли бы участвовать в торгах и адвокатам – наравне с бизнес-структурами, оказывающими юридическую помощь», – объясняет Олег Баулин.

«Решение проблемы может быть очень простым, – считает Андрей Яковлев. – Минэкономразвития, следуя духу и смыслу Конституции, должно включить в свой перечень социально ориентированных организаций адвокатов и адвокатские образования. Вот и все, вопрос решается достаточно просто. Если идти путем длинным, то надо вносить изменения в законодательство – в законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые регламентируют торги».

Владислав Гриб уверен, что инициатива ФПА найдет союзников среди государственных ведомств – в частности, по его мнению, поправки должна поддержать Федеральная антимонопольная служба: «Иначе получается, что для адвокатов есть законодательное ограничение конкуренции, что, разумеется, недопустимо. Профессионалам в сфере антимонопольного законодательства, конкурентного права такие вещи очевидны. И конечно, это необходимо отрегулировать через ряд подзаконных нормативных актов».

В целом оптимистично настроен и инициатор обсуждения коллизии на Совете ФПА Андрей Яковлев: «Это абсурдная история на самом деле. Я думаю, что она вполне разрешима, просто надо волю проявить».

Яндекс.Метрика