Зюганов нашел работу председателю Верховного Суда
Внепроцессуальное обращение по одному из резонансных гражданских дел поступило председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву от руководителя фракции КПРФ в Госдуме Геннадия Зюганова. Это письмо, содержащее, кстати, ряд неточностей, опубликовано, как того требует законодательство, на сайте ВС.
Лидер коммунистов просит Лебедева взять дело под личный контроль и ни много ни мало рассмотреть возможность вынести его на заседание Президиума ВС. Речь идет о споре драматурга Надежды Птушкиной с Государственным академическим театром им. Вахтангова, который поставил по лицензионному договору ее пьесу «Пока она умирала». Спектакль, получивший название «Бенефис», стал последней театральной работой народного артиста СССР Владимира Этуша, принесшей ему премию зрительских симпатий в номинации… «Лучшая женская роль». Спустя два года после премьеры, в январе 2019 г., постановка покинула репертуар Вахтанговского театра – это объяснили тем, что 96-летнему актеру стало тяжело играть трехчасовой спектакль (Владимир Этуш умер 9 марта 2019 г.).
Конфликт с драматургом произошел, когда еще до закрытия спектакля театр создал его телевизионную версию. Надежда Птушкина посчитала, что тем самым нарушены ее авторские права. Она обратилась в суд с требованием расторгнуть лицензионный договор, взыскать с постановщика компенсацию в 1,3 млн руб. и запретить публичное исполнение спектакля. Однако Пресненский суд г. Москвы в декабре 2018 г., а затем Мосгорсуд и Второй кассационный суд общей юрисдикции встали на сторону театра.
Зюганов в этом споре хлопочет за драматурга. Он, в частности, жалуется на то, что «в сентябре 2020 г. Верховный Суд отказал Н.М. Птушкиной принять к рассмотрению иск» к театру им. Вахтангова. В действительности это не так: коллегия ВС по гражданским делам рассмотрела жалобу истицы в качестве второй кассации – и отказала в удовлетворении требований.
Не прав оказался лидер КПРФ и в том, что театр осуществил переработку пьесы без разрешения и согласия автора. Как заключила коллегия ВС, лицензионный договор предусматривал возможность внесения в пьесу по указанию режиссера дополнений – пролога, эпилога, интермедий; могло быть изменено и название спектакля. Кроме того, спектакль «Бенефис» обладает признаками сложного объекта: помимо пьесы «Пока она умирала» в его состав вошли иные самостоятельные объекты интеллектуальной деятельности. Следовательно, театр был вправе распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на спектакль любым не противоречащим действующему законодательству способом, включая его видеозапись.
Так что, даже если дело дойдет до Президиума ВС, едва ли Зюганов может рассчитывать на то, что последний телеспектакль с участием легендарного Владимира Этуша будет запрещен.
Фото: Пресс-служба Верховного Суда РФ