Как следует из соответствующих обращений (есть в распоряжении «АГ»), Ольга Просветова – жена адвоката Андрея Маркина, который является обвиняемым по уголовному делу, обратилась в Комиссию по защите прав адвокатов Совета АП г. Москвы, сообщив о незаконном и необоснованном уголовном преследовании ее мужа, имеющем своей действительной целью «сокрытие преступных действий сотрудников [правоохранительных органов]».
По сообщению одного из защитников адвоката, Олега Звягина, Андрей Маркин обвиняется в покушении на мошенничество в составе группы лиц по предварительному сговору в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ). В отношении обвиняемого адвоката еще 2 августа была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а 27 декабря срок заключения был продлен сразу на полгода.
Комиссия по защите прав адвокатов Совета АП г. Москвы, рассмотрев обращение супруги Андрея Маркина, пришла к выводу о многочисленных нарушениях, допущенных в отношении адвоката Маркина при производстве предварительного расследования. В частности, к существенным нарушениям Комиссия относит то обстоятельство, что обвиняемый адвокат был ознакомлен с постановлением о возбуждении уголовного дела только спустя два с половиной месяца после его вынесения, чем были существенно нарушены его права на защиту от уголовного преследования, закрепленные в ст. 16, 19 УПК РФ.
Кроме того, отдельно Комиссия указала на то, что при производстве предварительного расследования по делу были существенно нарушены профессиональные права адвоката Маркина, а также права АП г. Москвы, закрепленные в ст. 450.1 УПК РФ. Так, осмотр помещения, используемого Андреем Маркиным для осуществления адвокатской деятельности, был произведен без санкции суда, без уведомления Адвокатской палаты и в отсутствие ее уполномоченного представителя. «В результате были грубо нарушены требования, установленные ст. 450.1 УПК РФ для производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. Это, в свою очередь, повлекло за собой угрозу нарушения режима адвокатской тайны в отношении широкого круга третьих лиц – доверителей Маркина А.Н., не имеющих отношения к указанному уголовному делу, чьи документы и материалы имеются в адвокатских досье, хранящихся в указанном помещении адвоката», – отмечается в обращении председателя Комиссии по защите прав адвокатов Совета АП г. Москвы Роберта Зиновьева.
Роберт Зиновьев подчеркнул, что каждый случай нарушения прав адвоката рассматривается Комиссией как чрезвычайное происшествие, но невыполнение сотрудниками правоохранительных органов требований ст. 450.1 УПК РФ в отношении адвоката Маркина выделяется грубейшими нарушениями закона, влекущими за собой нарушение адвокатской тайны и посягающими на конституционные права и свободы граждан, доверивших адвокату защиту своих прав и законных интересов.
В связи с этим председатель Комиссии Роберт Зиновьев обратился к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину и Генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой проверить изложенные в обращении факты и обстоятельства и принять по ним необходимые меры реагирования.