Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров и советник ФПА РФ Вахтанг Федоров приняли участие в рабочем совещании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Об усилении роли прокуратуры в процедуре расследований уголовных дел», которое провел сенатор Александр Башкин.
В мероприятии также принимали участие заместитель начальника Правового управления Генеральной прокуратуры РФ Сергей Никулин, помощник руководителя Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ Вячеслав Недоростков, профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России Борис Гаврилов, представители Общественной палаты РФ, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, научного и экспертного сообществ.
В своем выступлении Александр Башкин отметил, что 10 лет, прошедшие с момента отделения прокуратуры от следствия, подтвердили правильность и своевременность этой реформы. Но при этом практика показывает, что существует объективная необходимость усиления роли прокуратуры при расследовании уголовных дел.
26 апреля Совет Федерации поручил Комитету проработать совместно с Генпрокуратурой, Минюстом, Верховным Судом, Уполномоченным по правам человека, а также с неправительственными и общественными организациями вопрос усиления роли прокуратуры в процедуре расследования уголовных дел. Как отметил Александр Башкин, анализ поступивших предложений позволяет однозначно сказать, что законодательные изменения в этом вопросе необходимы.
Свои предложения в Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству направляла и Федеральная палата адвокатов РФ, подготовив их в том числе и на основе аналитических материалов экспертов «Новой адвокатской газеты».
В частности, ФПА РФ предложила закрепить в ст. 37 УПК РФ право прокурора на возбуждение уголовных дел по определенным категориям преступлений в отношении определенной категории лиц. Речь шла о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних и иных социально незащищенных групп граждан; преступлениях в сфере предпринимательской деятельности; преступлениях, совершенные в отношении неопределенного круга лиц; преступлениях, совершенных спецсубъектами. Кроме того, такое право возбуждать уголовное дело предлагалось предоставить прокурору при выявлении скрытого преступления, по факту незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также при отмене незаконных постановлений следователя или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Также ФПА РФ предложила наделить прокуроров правом итоговой юридической оценки действий подозреваемого или обвиняемого на всех этапах досудебного производства, с правом корректировки квалификации, сделанной органами следствия или дознания; с правом на самостоятельное составлении обвинительного заключения; с правом прекращать уголовное дело либо уголовное преследование.
Также было предложено ввести обязанность следователя уведомлять прокурора о продлении сроков расследования, а при продлении свыше 12 месяцев согласовывать такое ходатайство с прокурором. Для повышения эффективности прокурорского надзора за применением мер пресечения предлагается закрепить в УПК РФ положение об обязательном направлении прокурору постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения и о продлении срока ее действия. При этом должно быть предусмотрено право прокурора отзывать ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении ее сроков.
Кроме того, ФПА РФ предложила установить в ст. 37 УПК РФ право прокурора разрешать отводы, заявленные следователю, и отстранять следователя от дальнейшего производства расследования при нарушении им требований УПК РФ.
Помимо этого, Федеральная палата адвокатов РФ обратила внимание на необходимость введения судебного или прокурорского надзора над проведением оперативных экспериментов и проверочных закупок для предотвращения провокационных действий со стороны оперативников и проведения ОРМ без законных на то оснований.
Также отмечена важность создания нового института «специального прокурора», избираемого из числа авторитетных представителей юридического сообщества, которому могут быть предоставлены особые полномочия, обеспечивающие его полную независимость и широкие права в проведении полномасштабных расследований по обстоятельствам, получившим особый резонанс в обществе, имеющим политическую окраску, и в отношении ряда высших должностных лиц.
По итогам заседания был согласован проект резолюции, в который вошли в том числе и предложения ФПА РФ. Резолюция будет направлена в Экспертный совет при профильном комитете СФ для детальной проработки, после чего, как сообщил Александр Башкин, планируется подготовить проект федерального закона, отражающего принятые в ходе рабочего совещания решения.