Госдума приняла Закон о внесении изменений в ст. 173.1 УИК РФ, а также ст. 3 и 5 Закона об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (в части распространения мер административного надзора на лиц, неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ).
Теперь административный надзор будет устанавливаться в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение двух и более преступлений, связанных с незаконным приобретением, хранением и изготовлением наркотиков и их прекурсоров, культивированием растений, содержащих наркотические вещества, и незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ. В данных случаях речь идет о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231 и ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
По мнению авторов закона, внесенные поправки позволят повысить эффективность принимаемых мер, направленных на предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Ранее адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга указывал, что имеет место некая «искусственность» подхода к вопросу дополнения закона новыми поднадзорными лицами.
Считая принятие поправок необоснованным, адвокат аргументирует свою позицию следующим образом: «Даже из пояснительной записки следует, что расширение круга поднадзорных лиц производится до “полного комплекта” с иными лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Административный надзор, несмотря на свое название, по своей сути является уголовно-правовым последствием, а следовательно, отягощает положение лица», – подчеркивал он.
При этом Евгений Забуга уточнил, что юридическим трендом последних десятилетий в разных зарубежных юрисдикциях является отказ от излишних правовых последствий для лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, вне зависимости от объекта уголовно-правовой охраны.
По мнению советника ФПА РФ Сергея Насонова, предотвращение повторного совершения аналогичных преступлений лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, осужденными за совершение двух и более преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, безусловно, является социально значимой задачей.
При этом, не оспаривая эффективности в отдельных случаях подобных мер, эксперт отметил, что закон распространяет административный надзор преимущественно на потребителей наркотических средств, т.е. лиц, как правило, страдающих наркоманией. «Представляется, что указанные меры будут эффективными только в том случае, если они будут сопровождаться иными, не менее эффективными, мерами противодействия указанному явлению (медикаментозная помощь, пропаганда здорового образа жизни и т.д.). Один лишь административный надзор вряд ли решит рассматриваемую проблему», – уточнил он.