Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко направил председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву обращение (имеется у «АГ»), в котором обратил внимание на допускаемые некоторыми судьями и работниками судов нарушения разумных ограничений и требований, обусловленных недопущением распространения пандемии COVID-19 в России и направленных на снижение угрозы здоровью участников судопроизводства.
На какие проблемы президент ФПА просит председателя ВС обратить внимание судей
В обращении президент ФПА выразил обеспокоенность адвокатского сообщества, в том числе, информационной закрытостью многих судов и отсутствием их процессуальной коммуникации с участниками процесса. «Зачастую адвокат, участвующий в деле, не имеет ни информации о том, что назначенное судебное заседание перенесено, ни возможности получить эту информацию по телефону или иным дистанционным способом. Подчас адвокаты вынуждены добираться в суд, в том числе общественным транспортом, только для того, чтобы узнать об отложении рассмотрения дела или о приостановлении производства по нему. Полагаем, что в сложившейся ситуации было бы разумным принятие со стороны сотрудников судов организационных мер, не требующих значительных усилий, для удаленного согласования отложения рассмотрения или приостановления производства с адвокатами, участвующими в деле», – отмечается в документе.
По мнению Юрия Пилипенко, нарастающая практика упрощенного подхода к соблюдению некоторых принципов и гарантий справедливого правосудия представляется неоправданной. Президент ФПА подчеркнул, что адвокаты фиксируют все больше ненадлежащих или несвоевременных уведомлений участников процесса, нарушений отдельных процессуальных сроков. «Нередки случаи нарушения принципа непосредственности осуществления правосудия, когда решения о продлении срока содержания под стражей со ссылкой на чрезвычайные обстоятельства выносятся без участия подследственных. В том числе суд отказывает в удовлетворении ходатайств об обеспечении такого участия по системе видео-конференц-связи», – сообщается в обращении.
В этой связи Юрий Пилипенко просил Вячеслава Лебедева обратить внимание председателей судов и судей на необходимость проявлять разумность в организации осуществления правосудия и недопустимость игнорирования процессуальных прав и гарантий участников судопроизводства даже со ссылкой на особые обстоятельства, а также на соблюдение обязательных мер эпидемиологической безопасности при проведении судебных заседаний. В частности, он указал на необходимость принятия комплекса мер по обеспечению судов индивидуальными средствами защиты: одноразовыми масками, перчатками, дезинфицирующими растворами и т.д. «Полагаю, что в тех случаях, когда судом принято решение о необходимости проведения судебного заседания, им должны быть обеспечены минимальные противоэпидемиологические требования в отношении всех участников такого судебного заседания», – отмечается в документе.
Президент ФПА особо подчеркнул, что в это непростое время адвокаты России, не обладая даже минимальными гарантиями социальной защищенности, добросовестно выполняют свои профессиональные обязанности, обеспечивая реализацию права каждого на квалифицированную юридическую помощь. «Вместе с тем игнорирование судами элементарных противоэпидемиологических правил, отсутствие разумного подхода в организации судопроизводства в складывающихся обстоятельствах внушают адвокатам обоснованные опасения, поскольку тем самым усиливается угроза заболевания и утраты средств к существованию для адвокатов и членов их семей», – резюмируется в обращении.
Напомним, что 16 апреля президент ФПА направил обращение председателю СКР Александру Бастрыкину, в котором указал на необходимость защиты участников следственных действий от угрозы заражения COVID-19, а также просил обратить внимание следственных органов на необходимость проявлять разумность в организации расследования уголовных дел и избрании меры пресечения в виде ограничения свободы.
«Адвокаты идут в суд, чтобы защищать людей. Пора и адвокатов защитить»
В комментарии пресс-службе Федеральной палаты адвокатов вице-президент ФПА Михаил Толчеев отметил, что данное обращение продиктовано озабоченностью негативными процессами, наблюдаемыми в судебной практике.
Он пояснил, что проблема информационной закрытости суда существовала и раньше, но в нынешней ситуации она приобретает особое значение. «Суд зачастую не считает необходимым уведомить заранее участников процесса о том, что назначенное к рассмотрению дело будет отложено. Это отложение будет носить технический характер, оно связано исключительно с эпидемиологическими мерами, и явка участников процесса необязательна. Казалось бы, в такой ситуации в целях минимизации нарушения ограничительных мер следует известить всех. Но суды этого, как правило, не делают. Невозможно эту информацию получить и на сайте суда или по телефонам. Адвокат вынужден ехать иногда в общественном транспорте, дожидаться возле суда (в здание его не допускают), чтобы узнать, что дело отложено. А ведь этого несложно избежать», – констатировал вице-президент ФПА.
Отдельную обеспокоенность, добавил он, вызывает нарастающее «упрощенчество» и пренебрежение процессуальными гарантиями – в частности, надлежащим извещением, согласованием времени заседания, личным участием лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, и т.д., продиктованное целесообразностью и ссылками на особые обстоятельства. «Очевидно, что уголовные, гражданские и административные дела никуда не исчезают – уплотняется только график их рассмотрения в последующих периодах. Мы должны не допустить развития тенденции к игнорированию судом надлежащей процессуальной формы и предоставляемых ею гарантий в целях сокращения сроков рассмотрения дел», – подчеркнул Михаил Толчеев.
В отношении необходимости соблюдения судами требований санитарно-эпидемиологической безопасности Михаил Толчеев отметил, что организация судопроизводства налагает определенные обязанности по соответствию процесса таким требованиям, и в сегодняшних условиях на это приходится обращать особое внимание.
По мнению статс-секретаря ФПА Константина Добрынина, основная беда, с которой сейчас сталкиваются российские адвокаты, – это «бюрократизм в работе государственной машины и недостаток понимания необходимости социальной самоорганизации». В этой связи, полагает он, крайне странно выглядят информационная закрытость судов и хаотичное информирование участников процессов об этих процессах. «Наладить информирование несложно, и это необходимо сделать как можно скорее», – отметил Константин Добрынин.
Особой сложности в организационном плане, полагает он, не представляет и выполнение элементарных требований по минимальной противоэпидемиологической защите всех участников процесса. «Перед пандемией и вирусом все равны, поэтому забота об участниках процесса, которые приходят в суд, – это прямая обязанность суда. Все необходимые силы и средства для этого есть. Важны осознание реальности угрозы и желание ее предотвратить. Адвокаты идут в суд, чтобы защищать людей. Пора и адвокатов защитить», – подчеркнул статс-секретарь ФПА.
Адвокаты поддержали обращение, добавив, что перечень приведенных в нем проблем не окончательный
В комментарии «АГ» адвокат АП Свердловской области Дмитрий Загайнов отметил, что обращение президента ФПА к председателю ВС РФ в условиях особых обстоятельств, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, является логичной реакцией на ограничения, с которыми сталкивается не только адвокат, но и любой судебный представитель.
«Низкий уровень информативности о рассматриваемых делах реально вызывает беспокойство. Например, информация о переносе судебных заседаний на сайте суда появляется спустя несколько часов после того, как запланированное заседание не состоялось. Это приводит к нервозности в работе, так как доверители интересуются судьбой дела, тогда как адвоката и других судебных представителей – если речь идет о гражданском деле – в суд не пропускают. Единственное средство связи – телефон – хоть и работает, но актуальную информацию выдают только в день запланированного заседания. Но при этом надо еще суметь дозвониться», – пояснил он.
Адвокат добавил, что в первые дни ограничения работы суды находились в растерянности. «Первое время помощники судей звонили участникам процесса по гражданским делам и спрашивали согласие на рассмотрение дела в их отсутствие. Если кто-то не соглашался, дело откалывалось, но решение об отложении принималось в день запланированного заседания. Поскольку стороны не явились по уважительной причине, рассмотрение откладывалось на более поздний срок, – рассказал Дмитрий Загайнов. – Прошел месяц, сейчас у сторон не спрашивают согласия на рассмотрение дела в их отсутствии. Сюжет повторяется: по причине неявки сторон дело откладывается, но информация об этом появляется на сайте судов с опозданием».
По неотложным категориям дел, по словам адвоката, проблем с допуском в суды не возникало. «Сейчас предлагают средства индивидуальной защиты, но просят, чтоб приносили их с собой на следующее судебное заседание. Принимаемые решения суды отправляют на электронную почту участникам процесса», – пояснил он.
Отметил Дмитрий Загайнов и положительный момент: несмотря на то, что в КоАП РФ отсутствует норма о возможности подачи жалобы на принятое постановление посредством интернета, тем не менее жалобы принимают и отправляют на рассмотрение в вышестоящие инстанции. «Полагаю необходимым также поддержать инициативу о проведении судебных заседаний посредством доступных приложений для видео-конференц-связи. Удачные примеры судебных заседаний с применением приложений WhatsApp и Skype уже известны юридическому сообществу. Важно это направление развивать и закрепить на процессуальном уровне в соответствующих кодексах», – считает он.
По мнению адвоката, большую обеспокоенность вызывает отсутствие минимальных мер защиты при осуществлении следственных действий в правоохранительных органах. «Такое впечатление, что угроза распространения COVID-19 полиции и следственного комитета не касается», – заключил Дмитрий Загайнов.
Как отметил адвокат АП г. Москвы Алексей Новиков, в обращении приведены серьезные проблемы, с которыми приходится сталкиваться адвокатам при взаимодействии с судами в сложившихся реалиях. «К сожалению, данный перечень не является окончательным, – пояснил он. – В повседневной деятельности суда принимают участие адвокаты, прокуроры, следователи, судебные приставы и иные службы, организации, ведомства. Следовательно, необходимо в кратчайшие сроки организовать отлаженную систему их взаимодействия. Так, нередки случаи, когда судебное заседание не может начаться ввиду отсутствия одной из указанных сторон, а все остальные участники процесса вынуждены часами ждать его, подвергая опасности свое здоровье. Либо прибыв по предварительной договоренности в суд для ознакомления с материалами дел или подачи необходимых документов, можно столкнуться с представителем ФССП (судебным приставом), который, будучи преисполнен служебным долгом, откажется пропускать в здание суда, так как ему никакого указания не поступало».
Возможно, добавил в заключение Алексей Новиков, это обусловлено отсутствием как единого подхода к разрешению складывающихся ситуаций, так и координации между службами и ведомствами, на что и обратил внимание президент ФПА.