23 июля Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 577665-8) о внесении в Налоговый кодекс РФ поправок, в частности, повышающих размер государственных пошлин для гражданских, административных и арбитражных дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами.
Содержание поправок
Данный законопроект был внесен в Госдуму в марте этого года. Изначально он был подготовлен в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ, а также в целях исполнения отдельных поручений Правительства РФ. Поправки, в частности, уточняют сроки направления в налоговые органы плательщиками страховых взносов, не осуществляющими деятельность в течение отдельных «нестраховых» периодов, заявления об освобождении от уплаты страховых взносов за указанные периоды и подтверждающих эти периоды документов. Закон также конкретизирует порядок определения размера дохода для целей уплаты страховых взносов ИП, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, уплачивающими НДФЛ.
В июле ко второму чтению законопроекта в него был внесен масштабный блок поправок об индексации размера государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в суды по гражданским, административным и арбитражным спорам. Так, по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, закон увеличивает минимальный размер пошлин при подаче искового заявления имущественного характера с 400 руб. до 4 тыс. руб., а максимальный размер – с 60 тыс. до 900 тыс. руб. По арбитражным спорам минимальный размер пошлины вырастет в пять раз – с 2 тыс. до 10 тыс. руб., а максимальный порог возрастет в 50 раз – с 200 тыс. до 10 млн руб.
Согласно поправкам при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, искового заявления неимущественного характера размер пошлины для физлиц составит 3 тыс. руб. (на сегодняшний день – 300 руб.), для юрлиц он повысится почти в три раза – с 6 тыс. до 20 тыс. руб. Подавая исковое заявление о расторжении брака, граждане будут должны заплатить пошлину в размере 5 тыс. руб. (на данный момент – 600 руб.).
Закон увеличивает размер пошлин за подачу апелляционных и частных жалоб, а также кассационных жалоб на судебный приказ: для физлиц – со 150 руб. до 3 тыс. руб. по гражданским и административным делам и до 10 тыс. руб. – по арбитражным разбирательствам. Для юрлиц они возрастут с 3 тыс. до 15 тыс. и 30 тыс. руб. соответственно. Размер пошлин за кассационные жалобы также увеличится: для физлиц – со 150 руб. до 5 тыс. руб. по гражданским и административным делам и до 20 тыс. руб. – по арбитражным спорам; для юрлиц – с 3 тыс. до 20 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. В соответствии с изменениями при подаче кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд РФ, а также жалобы на определение судьи ВС по гражданским и административным делам размер пошлины составит для физлиц – 7 тыс. руб.; для организаций – 25 тыс. руб., по коммерчески спорам: для физлиц – 40 тыс. руб.; для организаций – 80 тыс. руб.
После вступления в силу поправок при оспаривании в судах общей юрисдикции решений госорганов граждане вместо 300 руб. будут платить 3 тыс. руб., юрлица вместо 2 тыс. руб. – 15 тыс. руб. В арбитражных судах эта пошлина вырастет с 300 руб. и 3 тыс. соответственно до 10 тыс. и 50 тыс. руб.
Согласно закону при обращении с заявлением о признании должника банкротом физлицу следует уплатить пошлину в размере 10 тыс. руб. (на сегодняшний день – 300 руб.), организации – 100 тыс. руб. (на сегодняшний день – 6 тыс. руб.). При обращении должника с заявлением о признании его банкротом госпошлина не взимается. Помимо этого закон устанавливает размер госпошлин за подачу заявления о правопреемстве, заявления о выдаче дубликата исполнительного листа или пересмотре заочного решения суда, заявления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Поправки вступят в силу через месяц со дня официального опубликования закона. Обновленный размер госпошлины будет применяться к делам, возбужденным в суде соответствующей инстанции на основании заявлений и жалоб, направленных в суд после дня вступления в силу закона.
Закон в полном объеме сохраняет для граждан и организаций установленные в настоящее время льготы, связанные с возможностью уменьшения размера госпошлины, отсрочки, рассрочки либо освобождения от ее уплаты. Так, от уплаты пошлины по-прежнему будут освобождены работники при защите их трудовых прав, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, инвалиды с детства, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, истцы по вопросам нарушения прав потребителей, в некоторых случаях – пенсионеры.
Также поправками вводятся дополнительные льготы, направленные на освобождение от уплаты пошлин детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан-банкротов по вопросам формирования конкурсной массы, реестра требований кредиторов и освобождения от долгов. Предусматривается и новая льгота в виде освобождения от 70% пошлин по искам, связанным с защитой прав на единственное жилье. В части экономических споров предлагаемые законопроектом изменения в НК РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривают незначительные изменения действующих ставок.
Рассмотрение закона в Государственной Думе
На пленарном заседании во время обсуждения поправок глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров объяснил необходимость корректировок размера судебных пошлин: «Пошлина – это не за сколько денег можно купить правосудие, это ответственный выбор, когда заявивший о том, что его право нарушено, понимает, что он обращается за правосудием, и знает, что если он прав, то ему эти средства вернутся. В данном случае речь идет о достижении определенного баланса интересов».
Заместитель министра финансов Алексей Сазанов обратил внимание, что если сравнивать статистические показатели, то в 2015 г. доход от госпошлин покрывал 8% расходов на всю судебную систему, а на данный момент это всего 5%. «Индексация госпошлин, которая сейчас предлагается, позволит нам вывести уровень софинансирования расходов на судебную систему к тому уровню, который был в 14–15 г. – не более того», – заключил Алексей Сазанов.
Позиция Верховного Суда
В пресс-службе ВС сообщили, что Верховный Суд поддерживает внесенные Правительством и принятые Госдумой поправки об индексации размера госпошлины. Отмечается, что решение о корректировке размера судебных пошлин является актуальным и своевременным.
В Верховном Суде подчеркнули, что размер действующей на сегодня судебной пошлины не индексировался на протяжении 15 лет, а доходы от сбора судебных пошлин в последние годы составляли порядка 5% от общих расходов федерального бюджета на содержание судебной системы. «Безусловно, пошлины не предназначены для компенсации расходов государства на судебную систему в полной мере, однако следует ожидать, что повышение действующих ставок позволит продолжить работу по созданию более комфортных условий для всех участников процесса при реализации их прав на судебную защиту», – полагает ВС.
Результатом предлагаемых изменений, как отмечают в ВС, станет формирование правовой культуры, в рамках которой обращение в суд должно рассматриваться в качестве такого способа защиты, использование которого целесообразно в случае, если иные (внесудебные) инструменты разрешения спора исчерпаны, что в целом будет формировать у участников процесса уважительное отношение к контрагентам, закону и суду.
Высшая судебная инстанция считает важным, что при разработке поправок обеспечено сохранение доступа к правосудию всем лицам, в том числе гражданам и организациям, не имеющим возможности уплатить пошлину в полном объеме на момент подачи иска. С этой целью в законе, прежде всего, сохранены установленные в настоящее время льготы, а также вводятся дополнительные льготы, направленные на освобождение от уплаты пошлин детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан-банкротов по спорам о формировании конкурсной массы, реестра требований кредиторов и об освобождении от долгов. «Уверены, что принятые поправки обеспечат соответствие государственной пошлины изменившимся экономическим реалиям, а также позволят повысить эффективность и качество судопроизводства при сохранении полноценного доступа к правосудию», – резюмировал ВС.
Позиция ФПА
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Светлана Володина поддержала идею повышения судебных пошлин. «Правосудие в России с точки зрения финансовых затрат –одно из самых доступных в мире. На сегодняшний день эта сложная системная деятельность, в которой участвуют профессиональные юристы, “оценивается” в несколько сотен рублей. Ключевые ставки не пересматривались уже более десяти лет, несмотря на инфляционные процессы и изменение структуры экономики. Чрезмерная доступность правосудия приводит к нежелательному эффекту. В результате перегруженности судов лица, реально нуждающиеся в судебной защите, получают меньше внимания со стороны суда, чем того требует правовой спор», – считает она.
Кроме этого, Светлана Володина обратила внимание, что низкие пороги входа в судебный спор оставляют примирительные процедуры, медиацию в зачаточном состоянии. По ее мнению, обращение в суд должно быть взвешенным, разумным и необходимым решением, а исправить ситуацию в значительной степени позволит разумное увеличение размера ставок судебных пошлин. «Это вернет госпошлине те функции, которые изначально были на нее возложены, – создание барьера от злоупотребления правом на процесс, обращения в суд с не имеющими правового содержания требованиями. Во избежание разговоров об ограничении доступа к правосудию следует отметить, что налоговое законодательство предусматривает широкий перечень льгот по уплате государственной пошлины и тем самым гарантирует защиту публичных интересов», – прокомментировала президент ФПА.
Эксперты «АГ» проанализировали поправки
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва) Игорь Бушманов заметил, что с одной стороны, увеличение пошлины в десятки раз – это удар по карману как физических, так и юридических лиц. «Нельзя забывать, что гарантированный Конституцией РФ доступ к правосудию материально должен быть действительно доступным для всех», – добавил он.
Вместе с тем эксперт выделил очевидные плюсы принятого закона: увеличенные госпошлины могут пополнить бюджет судебной системы, что, возможно, позволит улучшить ее функционал, оснастить все суды современным оборудованием, а это, в свою очередь, будет способствовать более эффективному и быстрому рассмотрению дел. Кроме того, как заметил Игорь Бушманов, высокий пошлинный барьер, скорее всего, уменьшит количество необоснованных, надуманных исков, не имеющих внятной перспективы удовлетворения, и позволит судам концентрироваться на реально значимых делах. Высокие госпошлины могут побудить стороны конфликта к внесудебному урегулированию споров и развитию института медиации, считает Игорь Бушманов.
Адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин высказал сомнение в том, что в связи с повышением пошлин число исков сократится. «Будут ли из-за этого люди обращаться меньше в суды? Думаю, нет. Возможно, это отразится на судебных расходах на представителей, которые из-за этого могут сократиться. Полагаю, что и суды начнут чаще удовлетворять ходатайства об отсрочке. На решение об обращении в суд влияют не столько судебные расходы, сколько убежденность обратившегося в том, что суд правильно разрешит спор. То есть доверие к суду и качество работы суда», – подчеркнул адвокат.
По мнению Ильи Трайнина, уровень госпошлин при обращении в суды первой инстанции на сегодняшний день вполне адекватный и не требует повышения, а вот пошлины за подачу жалобы на судебные постановления неадекватно низки и в этой части дисбаланс должен быть устранен.
Как подчеркнула адвокат АБ «Адвокатская Группа ОНЕГИН» Татьяна Заседателева, не стоит забывать, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и расходы, которые несет государство на осуществление правосудия, не должны окупаться. Она отметила, что повышение размера госпошлины, действительно, затрагивает наиболее часто рассматриваемые категории споров, но, с ее точки зрения, такие меры не повлекут снижения судебной нагрузки. Татьяна Заседателева считает, что эффективность и качество судопроизводства определяется качеством работы судебного корпуса, а не размером подлежащей уплате пошлины.
Управляющий партнер ЮК «Русяев и партнеры» Илья Русяев, напротив, считает, что увеличение стоимости обращения в суд может способствовать снижению судебной нагрузки, что позволит судам более тщательно и качественно рассматривать дела: «Это особенно важно в контексте постоянного роста количества судебных споров в последние годы. Снижение общего числа дел даст судьям возможность уделять больше времени и внимания каждому конкретному случаю, что потенциально может повысить качество выносимых решений».
Кроме того, Илья Русяев считает, что повышение «порога входа» в судебный процесс может стимулировать стороны к более активному использованию альтернативных способов разрешения споров, таких как медиация и переговоры. Это может привести к развитию культуры досудебного урегулирования конфликтов, что является важной тенденцией в современном правовом обществе. Медиация и другие примирительные процедуры часто позволяют сторонам достичь взаимовыгодного решения быстрее и с меньшими затратами, чем через судебное разбирательство, подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что важным является то, что закон предусматривает дифференцированный подход к определению размера пошлин для физических и юридических лиц, а также в зависимости от категории дела и инстанции. По мнению Ильи Русяева, это может способствовать более справедливому распределению судебных издержек и стимулировать участников процесса к более ответственному подходу при инициировании судебных разбирательств. «Повышение госпошлин может также привести к тому, что участники правоотношений будут более тщательно оценивать перспективы судебного разбирательства перед подачей иска. Это должно поспособствовать снижению числа необоснованных исков и злоупотреблений правом на судебную защиту. В долгосрочной перспективе эти изменения могут оказать положительное влияние на развитие правовой культуры в целом. Осознание высокой стоимости судебного разбирательства может стимулировать граждан и организации к более ответственному поведению в правовом поле, соблюдению договорных обязательств и поиску компромиссных решений в спорных ситуациях», – рассуждает эксперт.
Илья Русяев также полагает, что повышение судебных пошлин может способствовать увеличению доходов бюджета, которые могут быть направлены на улучшение материально-технической базы судов и повышение качества их работы. Однако, заметил он, важно, чтобы повышение размера госпошлин не привело к ограничению доступа к правосудию социально уязвимых категорий граждан. В этом контексте адекватной мерой является сохранение и возможное расширение системы льгот и освобождения от уплаты пошлины для определенных категорий лиц. «В целом точно можно сказать, что данные изменения могут стать важным шагом в развитии судебной системы, поспособствовать повышению эффективности судопроизводства, развитию альтернативных способов разрешения споров и формированию более ответственного отношения к судебным процессам со стороны участников правоотношений», – заключил эксперт.