18 июня Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий возможность заочного привлечения иностранных агентов к административной ответственности за нарушение порядка их деятельности, если они находятся за рубежом (законопроект № 830832-8).
Как ранее писала «АГ», поправками ст. 19.4 КоАП дополнена частью 9, предусматривающей установление административной ответственности за невыполнение законных требований должностного лица Минюста России (его территориального органа) либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. За такое нарушение грозит административный штраф на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Протоколы об указанных административных правонарушениях отнесены к компетенции суда.
Также законом установлена возможность заочного привлечения иностранных агентов к административной ответственности за нарушение порядка деятельности иноагентов при совершении административных правонарушений за пределами РФ и закреплена возможность проведения административного расследования должностными лицами Минюста России в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности иностранного агента» КоАП.
Кроме того, ч. 5 названной статьи приводится в соответствие с положениями ч. 4 ст. 9 Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, в части перечня лиц, которые обязаны сопровождать распространение материалов иностранных агентов или информации, касающихся деятельности иноагентов, указанием на свой статус, а также необходимости исполнения указанной обязанности по утвержденной форме. Так, за отсутствие маркировки материалов иноагентов устанавливается штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (в настоящее время 10–30 тыс. руб.).
Ранее адвокат Андрей Федорков в комментарии «АГ» касательно заочного привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об иноагентах отмечал, что в отзыве Правительства РФ на законопроект справедливо было указано, что уже имеется инициатива, распространяющая действие КоАП РФ на любое административное правонарушение за пределами РФ, если оно направлено против ее интересов (законопроект № 743600-8).
Адвокат МКА «ГРАД» Артем Белов выражал мнение о том, что данные изменения в КоАП направлены на устранение пробелов в регулировании этого вида общественных отношений и фактически лишь наделяют Минюст России полномочиями по проведению административного расследования, что не должно вызывать ограничения каких-либо прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу. «С другой стороны, риск последствий неполучения юридически значимого сообщения и так закреплен в действующем законодательстве РФ, позволяющем рассматривать дело об административном правонарушении в отсутствие лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела по адресу, признаваемому надлежащим для направления юридически значимых сообщений. Поэтому цели принятия таких изменений, конечно, пока вызывают вопросы для правоприменителя»,– отмечал адвокат.
Адвокат, доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН Вячеслав Плахотнюк обращал внимание на то, что ведение «заочных» административных расследований должностными лицами Минюста России позволит расширить возможности государства по привлечению иноагентов к ответственности и тем самым создать дополнительные предпосылки для наложения штрафов и последующих мер уголовно-правового характера, в том числе конфискации их имущества.
Стоит отметить, что данный закон был разработан во взаимосвязи с законом, устанавливающим запрет иностранным агентам осуществлять просветительскую или образовательную деятельность (для юридических лиц) вне зависимости от того, в отношении каких лиц она осуществляется – достигших совершеннолетия или нет (законопроект № 830823-8). На данный момент иноагенты не могут вести образовательную или просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних.
Также был установлен запрет иноагентам на получение муниципальной поддержки и включение в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций для НКО, включенной в реестр иностранных агентов. Помимо этого, данным законом был уточнен перечень лиц, которые обязаны сопровождать распространение материалов иностранных агентов или информации, касающихся их деятельности, указанием на свой статус. Этот закон был подписан Президентом РФ 21 апреля и вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Перед принятием закон был дополнен запретом иностранным агентам входить в органы управления государственных корпораций. По мнению Вячеслава Плахотнюка, данный запрет – это скорее жест, чем наболевшая проблема, требующая устранения пробела в правовом регулировании. Государство эти органы управления и так полностью контролирует как по составу, так и по содержанию принимаемых решений, ведь на то они и госкорпорации, подчеркнул адвокат. «Назревшим представляется вопрос о принципиальном изменении нормативного подхода к регулированию правового статуса иностранных агентов. От запретов перейти к дозволениям, то есть перечислить в законе только те виды деятельности и общественной активности, которые иноагентам разрешены. Например, только работа по найму с заключением трудового договора и только участие в голосовании на выборах и референдумах», – считает Вячеслав Плахотнюк.
Андрей Федорков полагает, что запрет иноагентам входить в органы управления госкорпораций находится в русле устойчивой, уже многолетней тенденции на усиление ограничений в отношении этой категории лиц. «Немного удивительно, почему эта норма не была принята ранее. В принципе, государство, конечно, вправе устанавливать критерии формирования органов управления, учреждаемых ею организаций и, наверное, при определенных обстоятельствах правомерно запрещать членство в них лицам, действительно аффилированным с иностранными государствами. Другой вопрос, что само российское законодательство об иностранных агентах, как уже неоднократно отмечали многие эксперты, является дискриминационным, во многих аспектах не отвечающим принципу правовой определенности, противоречащим Конституции и нуждающимся в пересмотре. Поэтому в первую очередь именно под этим ракурсом я бы рассматривал все законодательные инициативы в этой части», – поделился мнением адвокат.