×

Владимир Путин подписал закон, запрещающий адвокатам проносить смартфоны в ИК

Внесенные в УИК изменения также устанавливают правила проведения свиданий заключенных с их представителями в Европейском Суде
Фото: Пресс-служба администрации Президента России, www.kremlin.ru
Ранее в ФПА отмечали, что принятие закона сводит на нет многолетние усилия защитников в борьбе за право использовать в колониях отдельные функции своих мобильных телефонов для оказания квалифицированной юридической помощи доверителям.

11 июня Президент России подписал закон о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, которым уточняется порядок предоставления осужденным свиданий с адвокатами или иными лицами (законопроект № 1166183-7).

Законом внесены изменения в ч. 4 ст. 89 и ч. 6 ст. 158 УИК, которые уточняют, что в число иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, на свидания с которыми помимо адвокатов имеют право заключенные, входят также их текущие или потенциальные представители в ЕСПЧ и нотариусы. При этом указано, что свидания должны всегда проходить наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения техсредств прослушивания – напомним, что сейчас для этого требуется отдельное заявление осужденного.

Читайте также
Под предлогом исполнения постановления ЕСПЧ защитникам хотят запретить проносить телефоны в ИК
В Думу внесен законопроект, которым устанавливаются правила проведения свиданий заключенных с представителями в Европейском Суде и при этом вводится запрет для адвокатов и юристов проносить на территории колоний телефоны
12 мая 2021 Новости

Также введен запрет для адвокатов или иных лиц, имеющих право на оказание юрпомощи, на пронос на территорию исправительных колоний или дисциплинарных воинских частей технических средств связи, а также устройств, позволяющих осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. Предполагается, что они смогут проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру для снятия копий с материалов личного дела осужденного, а также компьютеры. Но пользоваться ими можно будет только в отсутствие осужденного и в отдельном помещении, определенном администрацией учреждения. При попытке передать осужденному запрещенные к хранению и использованию предметы, вещества и продукты питания свидание будет незамедлительно прервано.

В пояснительной записке отмечалось, что поправки разработаны во исполнение Постановления ЕСПЧ по делу «Захаркин против РФ», а их необходимость продиктована режимом в исправительных учреждениях – установленным законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядком исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающим, помимо прочего, охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними.

Еще 11 мая, после внесения проекта закона в Госдуму, Федеральная палата адвокатов направила Вячеславу Володину правовую позицию, в которой категорически возразила против попыток запретить адвокатам проносить технические средства связи в места лишения свободы. ФПА напомнила, что Верховный Суд в Решении от 10 ноября 2017 г. № АКПИ17-867 по делу по административному иску адвоката Валерия Шухардина о признании недействующим п. 77 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и частично недействующим п. 17 приложения № 1 к указанным Правилам указал, что для получения юридической помощи осужденными УИК предусматривает предоставление свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4 часов и не устанавливает запрет проносить на территорию исправительного учреждения технические средства связи. Аналогичная позиция сформулирована и в иных решениях Верховного Суда (от 31 октября 2007 г. № ГКПИ07-1188; от 7 февраля 2012 г. № ГКПИ11-2095).

Читайте также
ВС РФ указал на ошибку Минюста
Верховный Суд подтвердил, что на адвокатов не распространяется запрет на пронос и использование мобильных телефонов при свиданиях с осужденными доверителями
10 ноября 2017 Новости

«Использование адвокатами технических средств, позволяющих осуществлять аудио- и видеозапись, создаст возможности для оказания квалифицированной юридической помощи, – подчеркивается в правовой позиции ФПА. – В частности, это поможет вскрыть и зафиксировать совершаемые в исправительных колониях нарушения закона и прав осужденных. Последние часто обращаются к адвокатам и иным лицам при намерении обжаловать незаконные действия администрации учреждения». Так, используя технические средства, можно сфотографировать имеющиеся у осужденного телесные повреждения и доказательно поставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц.

Федеральная палата адвокатов также назвала «неосновательным» и существенно ограничивающим возможности адвокатов предложение авторов поправок разрешить проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов личного дела осужденного с правом пользоваться такой техникой только в отсутствие осужденного в отдельном помещении, определенном администрацией исправительного учреждения. По мнению ФПА, такой подход противоречит целям и задачам Закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, ставит целью скрыть от общественности предполагаемые нарушения закона и создать искусственные трудности в их выявлении.

Однако при рассмотрении проекта депутатами позиция ФПА озвучена и учтена не была.

Ранее адвокаты негативно отзывались о проекте закона. Так, председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что в пояснительной записке толком не указано, для чего нужен запрет. «Наши законодатели давно идут по этому пути: ранее были внесены изменения в закон, запрещающий членам общественных наблюдательных комиссий оставаться наедине с заключенными, получать без ведома и перлюстрации администрации мест содержания последних письма, производить фотофиксацию нарушений», – заметил он, добавив, что Конституция России прямо запрещает вводить запреты на доведение до общественности нарушений конституционных прав граждан.

Партнер АБ «ЗКС» Алексей Буканёв также отмечал, что поправки направлены на еще большую закрытость учреждений пенитенциарной системы, и связал это с тем, что в свободный доступ стали попадать видеозаписи и фотографии многочисленных нарушений прав человека в исправительных колониях. По его мнению, в большей степени эти изменения направлены на противодействие деятельности адвокатов и лиц, имеющих право на оказание юридической помощи.

Управляющий партнер АБ «Правовой статус», адвокат Алексей Иванов согласился, что изменения в УИК направлены на ухудшение положения адвокатов при посещении учреждений ФСИН и приведут к невозможности оказания квалифицированной юридической помощи в полном объеме. «Вообще система ФСИН давно славится негативным отношением к адвокатам, а теперь предлагается и вовсе ограничить профессиональные права, цинично используя для этого самый благовидный предлог – “приведение порядка отбывания наказания в соответствие с международными стандартами”», – заметил он.

Ранее советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян отмечал, что ФПА всегда негативно оценивает любые законопроекты, которые ограничивают профессиональные права адвокатов. «И данный законопроект не является исключением, – подчеркнул он. – В течение более 10 лет адвокаты боролись за право использовать в исправительных колониях отдельные функции своих мобильных телефонов для оказания квалифицированной юридической помощи. Неоднократно адвокатская позиция была поддержана Верховным Судом РФ. В связи с этим вызывает сожаление, что в случае принятия этого законопроекта усилия наших коллег окажутся напрасными и бесплодными».

Рассказать:
Яндекс.Метрика