×

Адвокаты и юристы проанализировали статистику ВС по арбитражным делам

Верховный Суд представил обзор статистики рассмотрения дел по разрешению экономических споров за первое полугодие 2018 г.
Фотобанк Freepik
Эксперты «АГ» подчеркнули отрицательную динамику в случаях реального рассмотрения кассационных жалоб и указали на чрезвычайную сложность добиться слушания в надзорной инстанции. Кто-то посчитал это признаком стабильности судебного решения, другие указали, что тенденция неутешительная.

Как уже писала «АГ», опубликован обзор статистических данных о рассмотрении дел в Верховном Суде РФ в первом полугодии 2018 г., в том числе по разрешению экономических споров. 

За полгода в Судебную коллегию по экономическим спорам поступило 15 120 кассационных жалоб, из них лишь 248 переданы вместе с делом на рассмотрение в судебном заседании. Это значит, что по сравнению с аналогичными показателями за 2017 г. число обращений с кассационными жалобами увеличилось при одновременном уменьшении числа переданных на рассмотрение дел.  

В процентном соотношении: для рассмотрения в судебном заседании в 2018 г. было передано лишь 1,6% жалоб против 2% переданных в 2017 г. 

Что касается кассационных жалоб по делам об административных правонарушениях, картина аналогичная: 2,5% жалоб, переданных на рассмотрение в 2018 г., против 3,6% жалоб в 2017 г. 

ПартнерАдвокатского бюро «А2» Мария Сидорова оценивает процентные показатели отрицательно: «Жалоб стало поступать в суд больше (пусть и незначительно), а принимать к производству их стали реже, что, конечно, на фоне общей картины судебной системы России выглядит, мягко говоря, печально».

Итоги рассмотрения дел в порядке кассационного производства

Управляющий партнер АБ «Бартолиус»

Получается, что несмотря на то, что Судебная коллегия по экономическим спорам раньше и так принимала к пересмотру лишь незначительное количество арбитражных дел и шансов пробиться и выделиться в общем потоке у поступающих жалоб было ничтожно мало, заявители стали обращаться во вторую кассацию еще активнее (возможно, решили взять количеством). Тем не менее эффект получился обратным – доля переданных кассационных жалоб сократилась до 1,64%. Чем-то напоминает ситуацию из анекдота о мышке, которая плакала, кололась, но продолжала есть кактус. 

Андрей Торянников, руководитель судебной практики, и Наталья Бакшанова, юрист юридической группы PARADIGMA, также отмечают снижение числа рассматриваемых жалоб, но предлагают взглянуть на ситуацию с другой стороны: «Этот показатель может свидетельствовать об укреплении стабильности судебной системы, поскольку отказ в удовлетворении жалоб Верховным Судом РФ позволяет сделать вывод о том, что позиции судов нижестоящих инстанций не идут вразрез с главенствующей позицией ВС. Однако, анализируя лишь численные показатели, нельзя утверждать, что снижение количества отмен несет в себе исключительно положительный оттенок. Несомненно, для формирования однозначных выводов необходимо оценивать и содержание рассмотренных судебных актов».

Характерной особенностью статистики является тот факт, что почти все жалобы – 232 из 240 рассмотренных в порядке кассационного производства – были удовлетворены с отменой или изменением судебных актов. 

Андрей Торянников
Руководитель судебной практики юридической группы PARADIGMA

Низкое число отмен является признаком стабильности судебной системы, поэтому традиционно это принято считать положительным явлением. Вполне закономерно, что практически во всех случаях передача дела для рассмотрения в Верховном Суде РФ влечет за собой отмену актов судов нижестоящих инстанций. Ведь уже сама передача дела говорит о том, что Верховный Суд находит основания для обжалования обоснованными и требующими большего внимания.

Вместе с тем Юлий Тай отмечает, что наблюдения за переданными обращениями показывают тенденцию к увеличению числа так называемых «повторов». При этом речь идет не столько о похожих спорах между теми же сторонами и даже не о нескольких жалобах по одному и тому же делу, которые в соответствии с принципом справедливости должны быть переданы и решены единообразно, сколько о разных делах с разными участниками и даже с отличающимися обстоятельствами, но по одной и той же проблеме. 

«Ни в коем случае не хочется умалять важность этих пересмотров для конкретных дел, но в условиях существенной ограниченности числа передач такая ситуация не будет способствовать решению проблем судебной системы в целом. Если кратко – “и так мало, так еще об одном и том же”», – указывает эксперт. 

Юлий Тай считает, что важность и смысл второй кассационной инстанции состоят не в том, чтобы пересматривать одно и то же, а чтобы формировать устойчивые правовые позиции, тем более если эти задачи не решает надзор: «Возможно, увеличению числа “повторов” способствует и специализация судей на тех или иных вопросах: кто-то интересуется интеллектуальными правами, кто-то – делами по КоАП РФ, а при этом большой объем проблем в других областях права остается без внимания».

Он также обращает внимание на то, что арбитражному процессу посвящено минимальное количество рассмотренных Верховным Судом вопросов, несмотря на то, что это сквозная тема, присущая абсолютно всем экономическим спорам. По его мнению, даже среди рассмотренных многие вопросы либо так и не получают разрешения, либо разрешаются сомнительно: из определений Верховного Суда не всегда бывает понятно, почему была применена та или иная норма, или же какое-то общее ощущение несправедливости в разрешении дела вынудило Суд применить нормы процесса тем или иным образом. Все это в конечном итоге ведет к размыванию границ процессуальных норм.

«Хорошим примером здесь будет судебная экспертиза. После ряда дел, пересмотренных Судебной коллегией по экономическим спорам и мотивированных именно отсутствием у заключения эксперта какого-либо приоритета по сравнению с другими доказательствами (при этом из определений неясно, почему у Суда возникли сомнения в обоснованности и достоверности выводов судебной экспертизы), практика чрезмерно критического отношения (зачастую – даже без внятной критики) к заключению эксперта как доказательству начала распространяться и в нижестоящих инстанциях», – поясняет Юлий Тай.

Мария Сидорова
К.ю.н., партнер Адвокатского бюро «А2

Учитывая соотношение жалоб, которые приняты к производству, к жалобам, которые удовлетворены, мы видим практически 100%-ый судебный результат. Так, в данном отчетном периоде суд удовлетворил 93,5% жалоб, которые принял к рассмотрению. Аналогичная картина складывается по 2017 г. (93,7%), а значит, можно с уверенностью (на 93%) выпить за победу еще до судебного заседания.

Итоги рассмотрения дел в порядке надзора 

В порядке надзора в первом полугодии 2018 г. Верховный Суд рассмотрел 197 жалоб. Все они разрешены с отказом в принятии. Для сравнения, в 2017 г. Суд рассмотрел почти на треть жалоб больше – 296.  

Андрей Торянников и Наталья Бакшанова считают закономерным, что в надзорной инстанции не приходится рассчитывать на положительный исход рассмотрения дела в пользу заявителя: «Это связано с тем, что по делам, поступающим в надзор, удовлетворение требования могло бы означать порочность выработанной позиции всех судебных инстанций, через которые прошло дело». 

Управляющий партнер АБ «Бартолиус»

В принципе, ничего удивительного: к участникам арбитражного процесса постепенно приходит осознание того, что в надзоре шансов на пересмотр нет, как нет и видимых предпосылок к тому, что такие шансы в скором времени могут появиться. Надзорная инстанция просто не дает заявителям обратной связи, не дает надежды, что обращение может к чему-то привести, хотя именно надзорные постановления в силу позиции Конституционного Суда РФ из Постановления № 24-П от 17 октября 2017 г. имеют исключительное и особое значение для формирования единообразной правоприменительной практики. 

В сложившихся реалиях же, напротив, надзорная инстанция только сдерживает формирование судебной практики и правовых позиций. Сейчас даже сложно представить, что Президиум Верховного Суда РФ будет рассматривать (причем не формально, а действительно желая качественно пересмотреть) сложнейшие экономические кейсы.

Итоги рассмотрения в Управлении по организационному обеспечению 

Кроме тех, что обозначены выше, в Управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений было рассмотрено 1032 жалобы. Из них: 990 – по делам по экономическим спорам и 42 – по делам об административных правонарушениях. Это в том числе жалобы, не подлежащие рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством, а также жалобы, разрешение которых не относится к компетенции Верховного Суда. 

Эксперты «АГ», комментируя эти цифры, отметили их значительность. 

В частности, Юлий Тай обратил внимание на то, что оценивать грамотность или неграмотность заявителей в этой ситуации не стоит: «Наверняка присутствуют и те, и другие; скорее, это вопрос к тем, кто собирает статистику». При этом эксперт отметил, что такие способ и форму рассмотрения обращений вообще не следует признавать допустимыми. Это даже могло бы стать хорошим вопросом для разрешения Конституционным Судом.  

«Любые коммуникации заявителей должны осуществляться именно с судом в форме процессуальных действий. Реакцией же на процессуальные действия должно быть не письмо, а настоящей судебный акт. Даже если жалоба безосновательна и не должна быть принята, это должно решаться судом и воплощаться в определении. Аппарат суда не обладает соответствующей компетенцией, а значит – не должен наделяться такими полномочиями. Единственной реакцией суда на процессуальное обращение может быть лишь ответ в процессуальной форме», – подчеркнул Юлий Тай.

Наталья Бакшанова
Юрист юридической группы PARADIGMA

Несмотря на большое число жалоб как по экономическим, так и по административным спорам, которые были переданы для рассмотрения в Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда, в качестве положительного показателя можно отметить снижение количества таких обращений по сравнению с первой половиной 2017 г. почти на 60%. Количественный показатель таких обращений говорит об общей низкой правовой культуре населения, однако его снижение не может не оставлять надежд на устранение этой социальной проблемы в будущем.

Рассказать:
Яндекс.Метрика