«АГ» попросила адвокатов и юристов, которые успели воспользоваться возможностью участия в судебных заседаниях в режиме онлайн, рассказать о плюсах и минусах такого формата общения с судом и оппонентом.
Напомним, 29 апреля президиумы ВС РФ и Совета судей рекомендовали всем российским судам при наличии технической возможности с учетом мнений участников процесса проводить судебные заседания с использованием не только системы видео-конференц-связи, но и системы веб-конференции.
Президиум СИПа онлайн пересмотрел дело после определения ВС РФ
Адвокат Московской областной коллегии адвокатов Александр Зак рассказал «АГ», что участвовал уже в нескольких онлайн-заседаниях в арбитражных судах. «Большой плюс – возможность участвовать в процессах в других регионах. По многим делам доверителю нецелесообразно отправлять московского адвоката в командировку. Особенно при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб. Да и в первой инстанции это далеко не всегда оправданно. Найти же местного адвоката в некоторых субъектах РФ бывает довольно сложно», – заметил Александр Зак. Судебное онлайн-заседание – отличное решение для таких дел, уверен он.

В функционал, по его словам, встроена возможность демонстрации экрана, что существенно облегчает исследование доказательств, оно становится даже более наглядным, чем в обычном процессе.
Особую ценность, подчеркнул адвокат, представляет возможность знакомиться с материалами дела онлайн, такая опция есть уже во многих судах. «К сожалению, доступны только материалы, поступившие в электронном виде. Надеюсь, в будущем это исправят. Неоднократно звучали предложения о введении пошлины за подачу документов в бумажном виде, чтобы сократить объем бумажных материалов. Но пока что нельзя сформировать полноценное досье, если в деле есть документы, поступившие в бумажном виде», – рассказал Александр Зак.
А главное, добавил он, в разных судах – разные программные комплексы по делопроизводству, и зачастую в карточке дела не видно, поступали ли какие-либо документы в бумажном виде. «В итоге адвокат выходит в процесс с электронным делом, а в ходе заседания может обнаружить неприятные сюрпризы. Это значительная трудность, учитывая, что во многих судах сейчас возможно только электронное ознакомление», – отметил Александр Зак.
Психологически участие в судебных онлайн-заседаниях оказалось легче, чем предполагал адвокат. «Возможно, сказался опыт ведения онлайн-занятий через Zoom. Но в целом процесс проходит спокойнее и вывереннее. Технические вопросы не приводят к существенным затруднениям. Обычно в серьезные процессы я иду с помощником. Пока я выступаю, помощник помогает подобрать документы и смотрит за реакцией судьи на те или иные доводы, приводимые мною или оппонентами, – рассказал адвокат. – В онлайн-заседании уследить за реакцией судьи намного проще: его лицо крупным планом на экране. Но, к сожалению, сейчас оно закрыто маской. Из-за этого уловить настроение судьи очень сложно, да и интонации в голосе приглушаются из-за маски».
12 мая Александр Зак участвовал в оналайн-заседании президиума Суда по интеллектуальным правам по делу № СИП-809/2018, о котором ранее писала «АГ». «Из всего президиума камера показывала только двух человек – это неудобно. Но могу сказать, что общий язык с судом найти удавалось», – отметил адвокат.
Конечно же, подчеркнул он, онлайн-заседания не заменят настоящий живой процесс. «Отстраненность мешает, “накал страстей” не тот, элемента неожиданности нет, меры психологического воздействия ограничены. Но ведь и далеко не по всем делам от адвоката требуется такое высочайшее мастерство», – заключил он.
Положительные впечатления от АС Чувашской Республики
Адвокат московской коллегии адвокатов «Вердиктъ», арбитр Хельсинского Международного коммерческого арбитража Юнис Дигмар 14 мая принял участие в онлайн-заседании АС Чувашской Республики по спору о расторжении договора купли-продажи, в котором представлял интересы истца.
«Несмотря на наличие информации на официальном сайте суда о возможности проведения онлайн-заседания, 12 мая предварительно созвонился с помощником судьи и уточнил, действительно ли имеется такая возможность. После получения положительного ответа направил в арбитражный суд посредством сервиса “Мой арбитр” ходатайство об участии в онлайн-заседании. Вечером того же дня на электронную почту поступило письмо от арбитражного суда о том, что мое ходатайство одобрено. Был приятно удивлен такой оперативностью, поскольку это позволило спланировать судебное заседание в районном суде Москвы уже на 15 мая», – рассказал адвокат.
По его словам, в день заседания в системе «Мой арбитр» отобразилась вкладка «Онлайн-заседание запланировано». В назначенное время вкладка поменялась на «Идет онлайн-заседание». После клика на нее открылась веб-сессия. «Связь была на высоком уровне: и в плане звука, и в плане качества картинки. Более того, судья дополнительно спросил, хорошо ли его видно и слышно. Единственный минус – ограниченный обзор: было видно лишь судью и секретаря. Оппоненты не вошли в угол обзора камеры. Но в принципе, это не критично», – отметил Юнис Дигмар.
В данном заседании решался процессуальный вопрос: назначение судебной экспертизы, определение подлежащих разрешению вопросов и назначение экспертной организации. «С учетом того что мною заранее были представлены и ходатайство о назначении экспертизы, и согласие экспертной организации, и платежное поручение о внесении на депозит суда платы за проведение экспертизы, представлять суду такие документы в заседании не было необходимости. Оппоненты представили дополнительные документы. И суд предложил мне с ними ознакомиться, т.е. очевидно полное соблюдение процессуальных прав. После выслушивания позиций сторон суд удалился в совещательную комнату: в онлайн-заседании – это просто отключение тебя от видео и аудиосвязи. После возобновления веб-сессии судья огласил резолютивную часть определения», – рассказал о ходе процесса адвокат.
В части взаимодействия с судом Юнис Дигмар назвал онлайн-заседание непривычным: «Безусловно, не хватает личного присутствия и возможности оперативно знакомиться с документами и их представлять. В остальном все как в обычном заседании. С психологической точки зрения было комфортно, поскольку я уже участвовал в очном заседании под председательством данного судьи. Но замечу, что психологический комфорт для меня как для участника онлайн-заседания будет зависеть от конкретного судьи и от понимания его настроя».

«Для себя я сделал однозначный вывод: это очень удобный и экономичный с точки зрения времени вид судебной коммуникации. Буду надеяться, что его применение не сойдет на нет после отмены режима самоизоляции», – заключил адвокат.
Онлайн-победа в Арбитражном суде Западно-Сибирского округа
Адвокат, управляющий партнер юридической компании «LexProf» Татьяна Гончарова рассказала «АГ» о своем опыте: «Мы с радостью в числе первых воспользовались этой возможностью и провели онлайн-процесс в АС Западно-Сибирского округа. К радости победы в этом процессе добавилось еще и удовольствие от комфорта: не надо было, рискуя здоровьем, перемещаться из Новосибирска в Тюмень и терять для этого как минимум целый рабочий день. Да, это было доступно и раньше при участии в заседании путем видео-конференц-связи. Но все-таки мы почувствовали существенную разницу».
При участии посредством видео-конференц-связи изображение представителя на фоне судебного зала обычно выглядит как маленькая фигурка, реакцию судей на свои доводы или выступление оппонентов вообще невозможно распознать, заметила Татьяна Гончарова. Поэтому такой способ участия в заседании кажется ей заранее проигрышным.
В онлайн-заседании АС Западно-Сибирского округа судьи были видны крупным планом, также как и представитель другой стороны. «Заседание началось не сразу: председательствующий судья в чате на экране сообщила о том, что заседание скоро начнется, и открыла его только после того, как убедилась в работоспособности всех систем. Состязательность от такого способа участия не пострадала – судьи внимательно заслушали обе стороны», – подчеркнула адвокат.
Процесс, по ее словам, проходил довольно остро. «Оппоненты, ссылаясь на истекшую доверенность в материалах дела, попытались лишить нас возможности участвовать в заседании. Однако действующая доверенность, приложенная к ходатайству об участии в онлайн-заседании, обнулила этот выпад. Вторая попытка была предпринята при помощи представления суду дополнительных документов, но, поскольку их получил только суд, в их приобщении судом было отказано», – рассказала она.

Шестнадцатый ААС успел провести уже два онлайн-заседания по одному делу
Юрист юридической компании «ZettaLex» Андрей Иванкин онлайн защищал интересы своего клиента в Шестнадцатом арбитражном апелляционном суде по спору из договора займа, осложненного корпоративным конфликтом. «Видно и слышно было отлично. Но видно только тройку судей. Помощника судьи, секретаря судебного заседания не было видно, как и стол, за которым сидит представитель другой стороны. Его в моем случае не было», – рассказал Андрей Иванкин.
Взаимодействовать с судом было даже проще, чем обычно, признался юрист. «Словно по скайпу общаюсь с коллегами. Сидишь на своем рабочем месте или даже дома, пьешь чай и защищаешь интересы своего доверителя», – пошутил он.

25 мая по тому же делу состоялось второе онлайн-заседание. «Правда, снова отложение. Но ощущения от формата все те же: не рискуя здоровьем, находясь у себя в офисе, я представлял интересы своего доверителя», – указал Андрей Иванкин.
Четырнадцатый ААС оперативно удовлетворил ходатайство об онлайн-заседании
«С 12 мая все суды и юристы узнали, что нерабочие дни прекращены, и возобновляется работа, но при этом остаются ограничения на перемещения. А у меня уже 13 мая важное заседание в Вологде, в Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде, по субсидиарной ответственности. Личное участие обеспечивать не хотелось, так как добираться приходится через “зараженную” Москву. Традиционное и привычное заседание по ВКС за один день согласовать практически нереально, в моей карьере я только однажды согласовал ВКС менее чем за сутки», – рассказал «АГ» старший юрист юридической группы «Плотников и партнеры» Михаил Новосёлов.
Четырнадцатый ААС удовлетворил ходатайство об онлайн-заседании очень оперативно: с момента направления не прошло даже часа. «При этом сотрудники суда шли навстречу, не требуя соблюдения лишних устаревших правил про усиленную квалифицированную электронную подпись», – заметил Михаил Новосёлов.

В целом онлайн-заседание, по словам юриста, прошло отлично: «Слышно и видно хорошо. Практически никакой разницы с личным участием. Только одни плюсы. Можно спокойно выступать сидя, открывать любые файлы на своем ноутбуке. Двое суток для участия в заседании в Вологде сменились на 30 минут», – сказал Михаил Новосёлов.
Онлайн-заседание – это новая реальность, которая давно назрела, уверен он. Коронавирус и разработчики системы для проведения онлайн-заседаний в арбитражных судах только ускорили ее наступление. «Онлайн-заседание открывает новые возможности для ведения процесса. Например, судьи могут без лишних эмоций регламентировать выступления участников. Если участник не реагирует на замечания, то не нужно звать пристава, достаточно просто отключить микрофон. Я большинство своих дел вел бы через онлайн-заседания. Даже те, которые в своем городе и районе. Лично принимал бы участие только в самых важных делах, где риск проблем со связью недопустим», – поделился своим мнением Михаил Новосёлов.
Четырнадцатый ААС, по словам юриста, пока что быстрее и чаще других согласовывает онлайн-заседания. «На этой неделе 13-й ААС также согласовал мне онлайн-заседание. Было бы очень хорошо, если бы Арбитражный суд г. Москвы начал рассматривать дела в таком формате. Хотя у них и ВКС – это большая редкость. Надеюсь, что другие суды также не будут затягивать с введением онлайн-заседаний. Хотя АС Северо-Западного округа, на удивление, до сих пор не предоставляет даже онлайн-ознакомления», – заметил Михаил Новосёлов.
Поучаствовать в онлайн-заседаниях в судах общей юрисдикции ему пока не удалось. «Судьи более консервативны. В некоторых судах нет технической возможности, нет даже ноутбуков. Хотя помощники судей, наверняка, все имеют Viber или Zoom и при желании могли бы организовать онлайн-заседание, как это уже было в Свердловской области», – считает юрист. Для того чтобы онлайн-правосудие развивалось и все суды имели возможности для проведений таких заседаний, нужна в том числе и политическая воля ВС, уверен Михаил Новосёлов. При этом нужно, чтобы у судей, особенно старшего поколения, не было сложностей, а онлайн-правосудие вершилось нажатием на «одну кнопку», т.е. без лишних технических сложностей, полагает юрист.
Онлайн-процесс по уголовному делу в военном суде
Адвокат АП г. Москвы Мария Эйсмонт приняла участие в онлайн-заседании Южного окружного военного суда. Веб-конференция в этом случае связала три города: суд заседал в Ростове-на-Дону, адвокат подключилась из Москвы, а ее подзащитный Раим Айвазов – из СИЗО-1 Симферополя.
Адвокат рассказала, что на прошлой неделе по делу Раима Айвазова было назначено два судебных заседания: в Третьем апелляционном суде общей юрисдикции в г. Сочи и в Южном окружном военном суде. Она подала в оба суда ходатайства о своем участии по видео-конференц-связи, поскольку все въезжающие в Ростовскую область и Краснодарский край из других регионов из-за угрозы распространения COVID-19 обязаны самоизолироваться на 14 дней после прибытия.
«Первым со мной связался апелляционный суд, чтобы сообщить о назначении заседания. Я спросила, не хотят ли они провести его по скайпу. Они ответили, что скайп – это все же перебор, но сказали, что готовы договориться с одним из московских судов об организации моего участия по ВКС, что мы и сделали через Басманный суд Москвы. А Южный окружной военный суд сам предложил провести заседание в формате веб-конференции», – поделилась Мария Эйсмонт.
При этом она сообщила, что Третий апелляционный суд ссылался на необходимость установления личности адвоката, возможного, по его мнению, только в случае подключения по ВКС при содействии московского суда. Южный окружной военный суд избрал иной подход. В онлайн-заседании Марию Эйсмонт не просили предъявить удостоверение адвоката. Однако, подчеркнула она, в этом не было необходимости. Копия удостоверения и ордер были перед глазами судей, работник суда связался с адвокатом по номеру телефона, которой также фигурировал в материалах дела.

За 15 минут до начала онлайн-заседания ей позвонил работник суда, он же сбросил ссылку и дал пароль для подключения к веб-конференции. Адвокат отметила, что серьезных технических проблем не возникло. Связь такая же, как и при любой другой онлайн-конференции: бывали небольшие сбои (например, зависание картинки), но на понимании того, что происходит в процессе, отрицательно такие неполадки не сказались. При этом, подчеркнула Мария Эйсмонт, качество связи было лучше, чем часто бывает при ВКС с СИЗО, например, в Московском городском суде.
Отвечая на вопрос о том, допустимо ли широкое использование веб-ВКС в уголовном процессе, адвокат отметила, что все зависит от вопроса, который предстоит разрешить суду. «“Слушать” так уголовное дело по существу я бы никогда не согласилась. В данном случае в Южном окружном военном суде была апелляция на решение суда в порядке ст. 125 УПК. Но если речь идет о рассмотрении дела по существу, я считаю, необходимо личное присутствие сторон», – пояснила она.
Однако и при рассмотрении дела по существу для отдельных участников процесса возможно онлайн-участие, уверена Мария Эйсмонт. Это, в частности, применимо к свидетелям, которые важны стороне, но не могут по объективным причинам присутствовать в суде. «Речь идет о тех случаях, когда вопрос стоит в таком ключе: либо подключить свидетелей через интернет, либо не допрашивать вообще. Тогда конечно, я обеими руками за допрос по веб-конференции», – пояснила она.
Именно об этом адвокаты Константина Котова ходатайствовали перед Московским городским судом, который пересмотрел приговор фигуранта «московского дела» 20 апреля этого года. Защитники просили Мосгорсуд разрешить такой способ связи для свидетелей, которые самоизолировались по объективным причинам (например, из-за совместного проживания с пожилыми родителями, для которых высока вероятность заразиться коронавирусом). Однако в удовлетворении заявлений было отказано.
АС Московской области «потерял» ходатайство?
У адвоката АП Саратовской области Михаила Осипова, в отличие от его коллег, принять участие в онлайн-заседании в АС Московской области не получилось. Хотя этот суд, по словам адвоката, одним из первых включился в пилотный проект по проведению заседаний в таком формате.
«На утро 20 мая у меня было назначено судебное заседание по банкротному делу в АС Московской области по вопросу о продлении конкурсного производства. Учитывая, что не все конкурсные мероприятия были проведены в рамках банкротного дела, предстоящее судебное заседание должно было стать “формальным”: на нем был бы заслушан отчет конкурсного управляющего и суд продлил бы срок конкурсного производства. Замечу, что на собрании кредиторов нас уже ознакомили с этим отчетом», – отметил Михаил Осипов.
По согласованию с доверителем адвокат принял решение попробовать поучаствовать в судебном заседании онлайн. «Заблаговременно, 15 мая, в электронном виде я подал ходатайство в Арбитражный суд Московской области об этом. Далее, как установлено в инструкции, я открыл нужные ip-адреса и порты в системе. Проверил качество аудио- и видеосвязи. Все работало отлично. Работник аппарата суда, ответственный за прием документов в электронном виде, через полтора часа после подачи моего ходатайства зарегистрировал его, о чем мне было направлено уведомление. Я стал ждать наступления 20 мая и времени начала онлайн-заседания, – рассказал адвокат. – Но с 15 мая по 20 мая так ничего и не произошло».

По словам адвоката, на следующий день после дня заседания, 21 мая, была опубликована информация о том, что судебное заседание накануне прошло и срок конкурсного производства продлен еще на 6 месяцев. «То есть процесс прошел без нашего участия и без проведения его в режиме онлайн. Надеюсь, что назначение и проведение онлайн-заседаний будут урегулированы более четко: будет прописана в законе процедура, будет работать, а не формально существовать в ч. 3 ст. 65 АПК обязанность сторон заблаговременно до начала судебного заседания раскрывать перед другими участниками дела свои доказательства. Все это должно ускорить рассмотрение дел, а значит, лицо, нуждающееся в судебной защите, быстрее сможет восстановить свое нарушенное право», – считает адвокат.