×

АГ-Ракурс

Адвокатские приемы против коронавируса

Что ценного можно взять у коллег из разных юрисдикций и каким опытом с ними поделиться
Валерий Жуков
Валерий Жуков
Редактор раздела «АГ-Ракурс» с февраль 2020 по март 2021, ранее – главный редактор портала Legal.Report (2017–2019), заместитель главного редактора портала «Право.ru» (2009–2015). Лауреат премии Москвы в области журналистики

Как английские, немецкие, французские и российские адвокаты справляются с профессиональными вызовами в условиях пандемии, обсуждалось на заключительной сессии Петербургского международного юридического форума «91/2: законы коронавируса», в этом году проходившего в онлайн-режиме. Во многих государствах, включая Россию, сегодня действуют ограничения на передвижение, суды рассматривают лишь неотложные дела, а следственные изоляторы закрыты для посещения. Опыт, представленный коллегами из разных юрисдикций, оказался весьма любопытным и подчас неожиданным. А модератор сессии советник ФПА РФ Елена Авакян рассказала «АГ-Ракурс» о введении в эксплуатацию Комплексной информационной системы адвокатуры России.

Есть повод для гордости

Важными для российских адвокатов новостями поделился, открывая сессию «Пандемия и адвокатура: кто кого?», президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко. По его словам, уже на текущей неделе ожидается позитивная реакция Правительства России на просьбу ФПА распространить на адвокатов льготы, предусмотренные для малого и среднего бизнеса в условиях коронавируса. Ранее эти меры поддержало Министерство юстиции РФ. Они включают в себя налоговые и другие преференции.

Касаясь проблемы занятости адвокатов, президент ФПА отметил, что объем работы предварительного следствия по состоянию на 10 апреля начинает сравниваться с объемом докризисного периода. Об этом свидетельствует статистика региональных палат, где существует электронное распределение дел по назначению. Значит, не все так плохо.

По-прежнему действует российская судебная система. «Да, объем этой работы очень невелик, – признал Юрий Пилипенко, – он составляет сегодня, наверное, 10-15% от докризисного объема, но суды продолжают работать».

Появились другие точки приложения сил – на рынке возникла потребность в новых видах юридической помощи, обусловленная изменениями законодательства в связи с пандемией. Это касается льгот, компенсаций, освобождения от налогов и т.д.

Из-за снижения адвокатских доходов некоторые региональные палаты приняли решение о временном уменьшении размера взносов. Большинство палат, по данным президента ФПА, готовы предоставить отсрочку по уплате членских взносов, а адвокатов, попавших в тяжелое материальное положение, в индивидуальном порядке от них освободить (хотя не все палаты ввиду малочисленности могут себе это позволить). Такие решения, как известно, региональные палаты принимают самостоятельно.

«Многие наши коллеги в силу возраста, хронических болезней или других причин реально самоизолировались и не занимаются последние две-три недели адвокатской практикой. Но при этом я могу не без гордости отметить, что в Федеральной палате адвокатов отсутствуют какие-либо сведения о том, что из-за адвокатов были сорваны неотложные следственные действия или судебные процессы», – заявил Юрий Пилипенко.

Литигаторы оказались крайними

Все еще хотите, как в Париже? Тогда узнайте, как французские адвокаты попали из огня да в полымя, о чем рассказала на профильной сессии ПМЮФ советник Комитета по европейским и международным делам Национального совета адвокатов Франции Мария Бонон.

Введение в стране 24 марта чрезвычайного положения из-за пандемии застало адвокатов врасплох. За плечами у них было три месяца полной забастовки (против законопроекта о пенсионной системе), в которой приняли участие все без исключения адвокатские коллегии. Теперь же из-за режима ЧП свою деятельность приостановили суды в департаментах. И судебные представители снова оказались без работы. Особенно тяжело приходится адвокатам по назначению, для которых участие в таких делах является единственным заработком.

Как отмечает Мария Бонон, еще в период забастовки многие судебные дела были перенесены на 2021 г. «Сколько бы ни длилось это чрезвычайное положение, – говорит она, – когда суды откроются, будет завал гражданских и даже не самых важных уголовных дел. И адвокатам будет вдвойне трудно объяснять их клиентам, что даже после кризиса у них не появится доступа к правосудию».

Основные надежды на восстановление французская адвокатура связывает с юридическим консалтингом. «У нас расширенная адвокатская монополия, – объясняет Мария Бонон, – адвокатами являются не только судебные представители, но и юридические консультанты. Мы надеемся, что эта часть профессии вытянет нас вверх». Она уверена, что все адвокатские кабинеты, консультирующие бизнес, выживут и смогут помочь коллегам, «ведь именно в адвокатской профессии есть какая-то солидарность».

Одновременно адвокатура пытается опротестовывать те решения властей, которые считает неконституционными. В частности, адвокаты обратились с ходатайством в Государственный совет Франции, жалуясь на то, что срок заключения под стражу можно переносить на два, три и шесть месяцев без суда и защитника. Однако ходатайство было отклонено. «В том, что касается прав и свобод человека, адвокатское сообщество мало чего добилось», – сетует Мария Бонон.

Дивиденды от пандемии

В адвокатуре Азербайджана как будто что-то предчувствовали и загодя стали развивать общенациональные адвокатские онлайн-платформы, которые сейчас пришлись как нельзя кстати.

«В течение двух последних лет мы обеспечили функционирование электронных кабинетов всех адвокатов в нашей стране, – говорит председатель Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики Анар Багиров. – Была осуществлена интеграция системы электронной адвокатуры в систему электронного судопроизводства. Сегодня нас это очень выручает, поскольку минимизирует контакты между адвокатами и клиентами, а также сотрудниками судов».

С 24 марта в стране действует карантинный режим, введены ограничения на передвижение граждан, заморожена деятельность малого и среднего бизнеса. Однако у адвокатов нет проблем с передвижением – постановлением кабмина они включены в перечень представителей особо значимых профессий и могут свободно перемещаться, имея удостоверение об адвокатском статусе. Деятельность судебных органов в Азербайджане ограничена, однако есть рассматриваемые в судах неотложные дела.

«С начала года мы работаем над мобильным приложением предоставления правовой помощи гражданам со стороны адвокатов, – продолжает Анар Багиров. – В ближайшее время проведем его презентацию, и все адвокаты страны смогут пользоваться данной платформой и оказывать бесконтактную юридическую помощь в режиме онлайн, не подвергая свое здоровье угрозам. Я считаю, что адвокатура очень много приобретет в результате этой пандемии – в частности, будет обеспечено развитие электронной правовой помощи. Это те дивиденды, которые мы получим впоследствии».

Адвокаты присматривают за властью


Адвокатуре ФРГ в эти дни приходится проявлять особую бдительность, чтобы не допустить злоупотребления ограничительными мерами со стороны властей.

По словам председателя Комитета по административному праву Федеральной палаты адвокатов Германии Зигрид Винхуэс, эксперты ФПАГ анализируют все вводимые властями в связи с пандемией правила и нормы, которые практически ежедневно меняются: «Мы внимательно наблюдаем, что делает государство, для того чтобы обеспечить организацию и осуществление правосудия, гарантировать исполнение всех необходимых процедур».

Адвокатская корпорация признает за правительством право «в такие времена» принимать распоряжения, какие судебные дела являются срочными, подлежащими рассмотрению в первоочередном порядке. «Однако неприемлемы решения, нарушающие саму структуру правосудия и судов, – говорит Зигрид Винхуэс. – Могут быть ограничения, касающиеся физического контакта, необходимости соблюдения дистанции между людьми, ношения масок, на доступ к судам или тюрьмам. Но нельзя согласиться с тем, что со ссылкой на кризис все гарантии будут полностью забыты и отменены. Да, могут быть риски для здоровья, но вероятны и риски для институтов – верховенство права, система правосудия также могут подвергаться риску. Поэтому нужно следить внимательно, чтобы кризис не использовался в качестве причины для ограничений, не являющихся необходимыми, адекватными для ситуации с COVID-19».

Ответственность за функционирование правовых институтов несет не только государство, но и адвокатура. «Мы являемся частью системы, и верховенство права – не только право отдельных клиентов и не только личные права адвокатов, – напоминает Зигрид Винхуэс. – Оно означает работающие систему, администрацию, правосудие, справедливость. Поэтому мы должны, будучи частью системы, принять решение, каким процедурам следовать, какие действия предпринимать, а какие действия недопустимы».

Правосудие по скайпу

С 23 марта жизнь британских адвокатов полностью переменилась, рассказывает президент Юридического общества Англии и Уэльса Саймон Дэвис. В стране был объявлен локдаун – полный запрет на перемещения, за исключением часовой прогулки и посещения аптек и продуктовых магазинов. На работу разрешено ходить лишь при крайней необходимости.

«Это означало серьезные изменения в параметрах проведения уголовных дел. Нет больше жюри, потому что нельзя, чтобы 12 человек сидели рядом друг с другом. И нет привычных слушаний», – говорит Саймон Дэвис.

Часть судебных процессов отменена. Остальные проводятся удаленно, чтобы в зале заседаний не было никого, кроме судей и сотрудников суда. И только единичные слушания проводятся в открытом режиме, например судебными муниципальными палатами. В последнем случае адвокатская корпорация обязана обеспечить соблюдение протокола, в котором регламентированы меры предосторожности для сохранения здоровья – какое расстояние должно быть между участниками заседания, в каких местах и как пользоваться средствами для дезинфекции рук и т.д.

Все британские судьи пользуются скайпом – он стал основным способом проведения дистанционных процессов по неотложным делам. По скайпу же приходится общаться с подзащитными, находящимися в тюрьме, и адвокатам (посещение тюрем сейчас запрещено). Это затрудняет конфиденциальное общение защитника с клиентом, поскольку требует «отдельного звонка из отдельного помещения, по отдельно установленному скайп-соединению».

«Это реальный вызов для тех, кто работает в уголовной области. Дела как-то идут, но очень-очень медленно», – вздыхает Саймон Дэвис.

Уменьшение количества дел из-за закрытия судов особенно отразилось на адвокатах по назначению, чью работу субсидирует государство. Их труд и так, по британским меркам, оплачивается не слишком щедро, теперь же из-за сокращения объема уголовного судопроизводства заработки этих защитников стали еще ниже. Пока корпорации удалось добиться того, что выплата им гонораров, которую раньше «приходилось ждать долгие месяцы», будет резко ускорена.

Адвокатура 2.0

На полях форума «АГ-Ракурс» побеседовал с модератором адвокатской сессии членом Совета ФПА Еленой Авакян о том, как реализуется программа развития электронных инструментов российской адвокатуры.

По ее словам, сейчас идет стадия активного программирования Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР). Уже в конце октября – начале ноября, если не помешают карантинные меры, планируется начать тестовую эксплуатацию первого сегмента системы – блока электронного распределения дел по назначению. В качестве пилотного региона выбрана Московская область. КИС АР заменит здесь систему колл-центра, распределение дел по ст. 51 УПК РФ будет полностью переведено в электронную форму с созданием личных кабинетов, пуш-уведомлениями, инфраструктурой, необходимой для электронного учета, ведением электронных календарей и т.д.

«Мы рассчитываем, что уложимся в сроки и в конце года будем иметь возможность подключать к пилотному проекту для корректирования совместной работы дополнительные палаты, блок Федеральной палаты адвокатов», – говорит Елена Авакян.

Сразу после окончания тестовой эксплуатации система будет доработана и с начала будущего года начнет внедряться во всех адвокатских палатах страны. Параллельно к КИС АР будут присоединяться другие блоки – федеральный реестр адвокатов и система электронного документооборота в определенной ее части.

«К разработке КИС АР привлечены представители региональных палат со всей России, что позволяет создать подлинно универсальный механизм для всей российской адвокатуры», – отмечает Елена Авакян.

В планы развития КИС АР также заложена интеграция с системой электронного правосудия. Новый модуль системы ГАС «Правосудие 2.0», о разработке которого объявил Верховный Суд РФ, платформенно будет совпадать с адвокатской системой, что существенно облегчит будущую интеграцию.

Яндекс.Метрика