×

К адвокату – на аэростате

Материал выпуска № 10 2 апреля 2018 года.

Для современников наших преимущества технического прогресса уже очевидны. Телефон стал уже почти обычным средством для связи; у нас есть выбор – пойти ли в театр или синематограф, а фотографические карточки соперничают с картинами живописцев. Осваивается и воздушный океан – аэропланы и аэростаты, летящие средь облаков, также скоро перестанут удивлять.

И хотя событие, о котором мы хотели бы здесь рассказать, непосредственно не связано с адвокатурою, а факт чаепития на именинах у вологодского присяжного поверенного г-на Сигорского по окончании воздушного полета наших героев – чистая случайность, мы сочли возможным сообщить читателю об этом удивительном воздушном путешествии в 600 верст, совершенном из С.-Петербурга на восток, в глухие вологодские леса. Сведения о полете представил нам адвокат из Вологды – г-н О.Г. Сурмачев.


Итак, 8 мая, сего, 1913 г., в 9 часов 6 минут вечера в С.-Петербурге со двора городского газового завода, что на петербургской стороне, поднялся сферический аэростат «Василий Корнъ», на котором находились: пилот, поручик г-н М.Н. Канищев, шлиссельбуржец г-н Н.А. Морозов и преподаватель технологического института, инженер г-н В.И. Ярковский.

Курс был изначально взят на юго-восток. Внизу проплывали пригороды С.-Петербурга, Нева... Где-то в стороне – слева, верстах в шестидесяти – Шлиссельбургская крепость... Вел аэростат г-н Канищев. Он умело манипулировал доступными средствами управления. Но, признаться, воздушные потоки успешно соперничали с пилотом – шар то поднимался, увлекаемый термическими и динамическими потоками на высоту более двух тысяч метров, то опускался до трехсот. Менялись скорость движения и направление полета.

Внизу лесные массивы сменялись бескрайними, покрытыми круглыми желтоватыми пятнами и пугающими своей гибельностью болотами с соответствующими же названиями (как указывала карта) – «Великая топь». Окажись пилоты на вынужденной посадке в таких местах – никто бы не смог им помочь.

Но вот показываются явные признаки цивилизации, в частности, железная дорога, идущая от С.-Петербурга к Вологде.

Удивительно, а впрочем, даже символично, что в самом конце полета два чуда технического прогресса – аэростат и паровоз встретились, причем последний чуть не стал причиною гибели пилотов.

Когда аэростат, провисевший около трех часов в безветрии, стал после полудня 9 мая снижаться, он был подхвачен порывом ветра, и аэронавты с ужасом обнаружили, что их несет на шедший по железной дороге товарный поезд. Быстро выпустив из шара порцию газа, летатели встретились с землей на небольшом расстоянии от железнодорожного полотна. Технический прогресс, таким образом, влечет не только преимущества, но и новые опасности.


Удар корзины – и все! На земле! Путешествие, длившееся 17 часов, закончилось счастливо, а проезжавший на своей дрезине начальник 21-го участка службы пути сев. ж. д. инженер г-н А.А. Семенов отвез воздухоплавателей в Вологду, где они и попали на именины к местному присяжному поверенному г-ну Николаю Васильевичу Сигорскому.

Полагаем, что не за горами то время, когда доверители наши будут использовать усовершенствованные аэропланы и аэростаты как обычное средство передвижения, стремясь быстрее получить от своего адвоката юридическую консультацию... 

Рассказать: