×

Не заставит задуматься недобросовестных

Правильнее обратить внимание на эффективность применения имеющегося Закона о защите прав потребителей, а не вносить поправки с целью особой защиты граждан из числа социально уязвимых категорий
Сустин Иван
Сустин Иван
Адвокат, управляющий партнер BSG

Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает поправки в законодательство, направленные на установление особых мер защиты прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и несовершеннолетних и административной ответственности за их нарушение.

В настоящий момент идет общественное обсуждение законопроекта, предусматривающего поправки в Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности), и проекта поправок в КоАП РФ. Помимо этого предполагается внесение корреспондирующих изменений в Гражданский кодекс РФ, однако соответствующий проект пока не опубликован.

Данные поправки подразумевают увеличение штрафов по уже имеющимся в Кодексе составам административных правонарушений, совершенных в отношении социально незащищенных слоев общества, и возложение дополнительных обязанностей на предпринимателей и государственные структуры.

На первый взгляд кажется, что это полезное нововведение. Вопрос: для кого?

По задумке законодателя ужесточение ответственности должно способствовать уменьшению количества обманутых пожилых людей, инвалидов, детей, улучшению качества жизни лиц с ограниченными возможностями.

Стоило бы поприветствовать новеллы социального права в государстве. Однако если руководствоваться принципами de jure, de facto, то правильнее было бы обратить внимание на необходимость повышения эффективности применения норм уже имеющегося закона. Ведь обманутые лжекосметическими, лжемедицинскими, лжеюридическими, лжестроительными и другими компаниями потребители среднего возраста, среднего здоровья, среднего достатка не могут добиться привлечения к административной ответственности своих обидчиков из-за специфики процедуры доказывания, что уж говорить об инвалидах, пожилых людях и несовершеннолетних.

Предприниматель, понимая, что в настоящей правовой действительности обманутый потребитель не сможет привлечь его к административной ответственности и что он столкнется максимум с не очень серьезными гражданско-правовыми последствиями (имеется в виду уменьшение в последнее время судебными органами размеров штрафов за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке), маловероятно изменит свое отношение к инвалидам, пенсионерам и детям только из-за того, что de jure последствия в отношении них стали тяжелее. Один гипотетический случай привлечения к административной ответственности с наложением штрафа не идет в сравнение с получаемым доходом.

Что касается поправок относительно предоставления услуг туристам-инвалидам, а также направленных на комфортное получение услуг инвалидами по зрению, слуху, хочется отметить, что коммерческие организации, целью которых является получение прибыли, заинтересованы в дифференцированном подходе к каждому клиенту, в зависимости от его физических возможностей. Закрепить в законе эту обязанность можно, не предавая ее бурным обсуждениям.

Сомнительной и требующей обсуждения представляется поправка, закрепляющая обязанность предпринимателя при заключении договора с потребителем (инвалидом, лицом пожилого возраста или несовершеннолетним), поставившим предпринимателя в известность об имеющихся потребностях, в том числе связанных с ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом, передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования с учетом указанных потребностей.

Поправки, запрещающие отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по указанным причинам, приобретают неоднозначный характер. Как быть, если у предпринимателя банально отсутствуют товары или он не в состоянии реализовать услуги, выполнить работы, соответствующие интересам потребителя-инвалида? Не стоит ли в данном случае подумать о защите интересов предпринимателей от возможных потребительских злоупотреблений? В противном случае следует включить в данные поправки такие категории граждан, как взрослые с детьми, которые, придя, например, в ресторан, и не обнаружив комнату матери и ребенка, могут воспринять это как ущемление своих прав. Примеров таких можно привести множество.

Не допустить коллизию можно, например, изложив п. 6 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особых мер защиты прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей» (проект которого подготовлен Минтрудом в июле этого года) в следующей редакции: «Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем, являющимся инвалидом, лицом пожилого возраста или несовершеннолетним, в известность об имеющихся у него потребностях, в том числе связанных с ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования с учетом указанных потребностей, имея такой товар в наличии».

Рассказать:
Яндекс.Метрика