В Госдуму внесен проект поправок в ГК РФ, направленных на усиление прав наследников. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что предлагаемые им новеллы в ч. 3 ГК РФ обусловлены наличием в действующем законодательстве в сфере наследственного права несправедливых положений и правовых пробелов, нарушающих права и законные интересы наследников.
Так, предлагается в ст. 1151 ГК РФ внести изменения, согласно которым имущество будет признаваться выморочным исключительно в судебном порядке. При этом уточняется, что суд может признать имущество выморочным лишь в случае реализации им достаточных мер по установлению и поиску возможных наследников и привлечению их к участию в судебном процессе. Только после этого можно будет передавать выморочное имущество в порядке наследования по закону в собственность государства.
В п. 1 ст. 1155 ГК РФ авторами законопроекта предлагается внести указание, что восстановление пропущенного срока и признание наследника принявшим наследство возможны в случае, если тот не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам.
Напомню, что в настоящий момент по общему правилу п. 1 ст. 1151 ГК РФ имущество умершего считается выморочным в следующих случаях: если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Таким образом, в случае принятия законопроекта процедура признания имущества выморочным усложнится, а также возрастет нагрузка на судебную систему. При этом в зависимости от качества отправления правосудия, возможно, удастся обеспечить большую защиту прав наследников.
Также законопроектом предлагается поставить возможность осуществления права на принятие наследования выморочного имущества публичными субъектами (РФ, субъекты РФ, МО) в зависимость от принятия закона, устанавливающего порядок учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность указанных субъектов, а также порядок передачи его в собственность таких субъектов. Принятие этого закона предусмотрено в первоначальной редакции п. 3 ст. 1151 ГК РФ (от 26 ноября 2001 г.), однако по настоящий момент он не принят. Таким образом, наследование выморочного имущества публичными субъектами происходит в отсутствие специального регулирования.
Необходимо отметить, что ранее предпринимались попытки признать п. 3 ст. 1151 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ в связи с отсутствием необходимого регулирования. В частности, Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы С.А. Аленцевой, указав на то, что осуществление дополнительного правового регулирования оставляет прерогативу законодателю и Конституционному Суду РФ неподведомственно. Тем не менее отсутствие четкого регулирования признания имущества выморочным и наследования такого имущества публичным субъектом создает возможность для ущемления прав наследников, а также негативно влияет на устойчивость гражданского оборота в целом (Определение КС РФ от 21 апреля 2005 г. № 194-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аленцевой Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 301, 302 и 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
ЕСПЧ при рассмотрении жалобы С.А. Аленцевой отметил, что соответствующим правовым нормам не хватает ясности (постановление ЕСПЧ от 17 ноября 2016 г., «Дело “Аленцева (Alentseva) против Российской Федерации”» (жалоба № 31788/06).
В связи с этим попытка авторов законопроекта простимулировать законодателя на принятие необходимого регулирования заслуживает поддержки.
Помимо указанного, авторы законопроекта предлагают удлинить в два раза срок, в течение которого может быть принято наследство (заменить установленный п. 1 ст. 1154 ГК РФ срок в 6 месяцев на 12 месяцев). Данное предложение трудно оценить однозначно, поскольку, с одной стороны, это послужит усилением гарантий реализации наследниками своих прав, с другой стороны, «исключение» имущества, входящего в состав наследства, из гражданского оборота на столь длительный срок может быть экономически нецелесообразно.
В целом законопроект можно оценить положительно как направленный на усиление гарантий и защиты прав наследников, а также на совершенствование действующего правового регулирования.