×

Адвокаты озвучили проблемы

В Совете Федерации озвучили ключевые процессуальные проблемы, с которыми сталкиваются адвокаты
В рамках совещания эксперты обсудили вопросы, связанные с допуском адвокатов в СИЗО, удалением подсудимых из зала суда и допуска к ним родственников. Сенатор Андрей Клишас заверил, что на базе озвученных предложений будет сформулирована повестка, которая может повлечь изменения на законодательном уровне.


Президент адвокатского бюро «Юстина» Виктор Буробин в рамках семинара «Либерализация законодательства: вызовы современности», прошедшего 31 мая в Совете Федерации, рассказал о ключевых, по его мнению, проблемах, мешающих адвокатам эффективно выполнять свои функции.

Начал он свое выступление со статистики о количестве осужденных в России. Так, на 1 января текущего года их количество составляет 630 тысяч человек. Ежегодно судами рассматриваются 150 тысяч ходатайств следователей о применении ареста, при этом 91% из них удовлетворяется. О продлении ареста ежегодно рассматривается 230 тысяч ходатайств, удовлетворяется 98%. «Как адвокат я себя спрашиваю, что я могу в такой ситуации сделать, кому я нужен, и можем ли мы все вместе что-либо изменить?» – задался спикер вопросом. При этом он отметил, что сегодня судьи рассматривают ходатайства о мерах пресечения, обращая внимание только на формальные аспекты, по существу же не рассматривая ничего.

Говоря о проблеме допуска адвокатов в СИЗО, Виктор Буробин напомнил, до принятия президентских поправок законодательство толковалось так, что адвокат мог попасть к своему доверителю, только получив разрешение следователя. «Практика была порочной, разрешение получить было невозможно, а доверитель длительное время оставался один на один со следователем», – пояснил он.

Законодатель поменял эту схему, теперь адвокат «не допускается», а «вступает в дело» без разрешений, адвокату дали возможность посетить доверителя на основании удостоверения и ордера. Однако в этой связи возникает другая проблема: как получить ордер, если соглашения между доверителем и адвокатом еще не заключено?

Продолжая, Виктор Буробин отметил, что теперь доступ адвоката в СИЗО «как бы законодательно обеспечен», но что будет на практике пока сказать трудно. При этом он указал и на другую, связанную с этим проблему, по которой ФПА РФ вела переговоры с ФСИН России, а именно – на банальную невозможность попасть в изолятор из-за огромных очередей.

Затронул он и вопрос о допуске родственников в СИЗО с разрешения следователя. Спикер уточнил, что в законе нет указания на то, кто именно и на каком основании может получить такой допуск, но при этом практика идет по пути, когда в следственный изолятор не пускают никого из-за боязни «утечки» информации.

По мнению Виктора Буробина, законодательно можно было бы указать, что близкие родственники допускаются к обвиняемому без каких-либо разрешений. И только в случае, если следователь полагает, что может что-либо произойти, он отказывает родственникам в этом праве (при этом такое решение может быть обжаловано ими в суде). Также он отметил, когда дело уходит от следователя к прокурору, а далее – в суд, это может занять до 3 месяцев. «В этот момент доверитель начинает числиться за кем-то и не понятно к кому обращаться за разрешением», – уточнил он, пояснив, что в законе слова «числиться» нет в принципе.

В завершении своего выступления он указал на необходимость «усиления» принципа состязательности в процессе, уровняв адвокатов и следователей, что неоднократно обсуждалось адвокатским сообществом.

Сенатор Андрей Клишас заверил, что на базе озвученных предложений будет сформулирована повестка, которая может повлечь изменения на законодательном уровне.


Рассказать:
Яндекс.Метрика