×

Экономия коснулась публичных интересов

Правительство РФ утвердило новую редакцию государственной программы «Юстиция»
На официальном портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ № 346 от 23 апреля 2016 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Юстиция”».


На официальном портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ № 346 от 23 апреля 2016 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Юстиция”». Обращает на себя внимание значительное сокращение финансирования в текущем году и в ближайшие три года подпрограммы 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций», затрагивающей интересы адвокатуры и нотариата.


Если в прежней редакции из федерального бюджета на эти цели в 2016 г. планировалось выделить 235389,9 тыс. руб., то теперь решено ограничить эти ассигнования до 185331,8 тыс. руб. В период с 2017 по 2020 г. в программе было заложено по 211,8 млн в год, теперь сумма ежегодных ассигнований снизилась примерно до 162 млн.

Интересно, что при этом общий объем ассигнований из федерального бюджета на данную подпрограмму вырос почти на 1 млрд руб.: если в прежней редакции он составлял 8550107,9 тыс. руб., то в новой редакции – 9524405,8 тыс. руб. А вот на всю госпрограмму «Юстиция» раньше предполагалось выделить 2378 млрд руб. (на 2016 г. – 299,9 млрд), однако теперь эта цифра заметно ниже – 2336 млрд руб. (на 2016 г. – 265,6 млрд).

Исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков высказал мнение, что «значительное сокращение расходов на реализацию госпрограммы 'Юстиция', определенно, не скажется на эффективности реформирования рынка квалифицированной юридической помощи, поскольку эта подпрограмма не требует значительных финансовых затрат». А что касается адвокатуры, то, по словам А. Сучкова, в этой части госпрограммы бюджетное финансирование не требуется вообще.

Не нужно создавать уже действующие механизмы
Цель подпрограммы 1 – повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций – не изменилась, однако в ее задачах наблюдается изменение одного из ключевых пунктов, касающихся адвокатуры и адвокатской деятельности. Судите сами: в прежней редакции первые подпункты раньше выглядели так:

«– упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры;

– повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе путем создания механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации, а также введения в действие эффективного механизма исключения из профессии;

– развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников;

– обеспечение оказания юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно».

Теперь же в первом подпункте осталось только «упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно, и регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи».

Во втором – «обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно», а третий пункт изъяли вообще.

Таким образом, государство вычеркнуло из госпрограммы фразы о реформировании адвокатуры, повышении статуса адвокатов, конкуренции путем ограничения доступа недобросовестных участников на рынок профессиональных юридических услуг.

Можно, конечно, предположить, что в новой фразе «регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи» заложено объемное содержание, включающее и реформу адвокатуры, и развитие конкуренции на рынке юридических услуг. Однако ни о повышении статуса адвокатов, ни о введении эффективного механизма исключения из профессии речь уже не идет.Исполнительный вице-президент ФПА РФ полагает, что это сделано обоснованно, так как изменения, предполагаемые Концепцией регулирования рынка юридической помощи, никак невозможно назвать реформой института адвокатуры. Что касается необходимости создания системы повышения и подтверждения квалификации адвокатов, а также механизма исключения из профессии, то они уже существуют с 2002 г. – с введения в действие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» – и действуют весьма эффективно.

Главное, полагает Андрей Сучков, что «в качестве основной идеи в госпрограмме осталось указание на обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи именно адвокатами. То есть база, на которой предполагается осуществить реформирование, сохраняется прежней – адвокатура».

Индикаторы стали предметными и исполнимыми
Изменились также целевые индикаторы и показатели подпрограммы. Если раньше предполагалось измерять объем юридических услуг, оказанных адвокатами бесплатно, а также удельный вес услуг, оказанных адвокатами гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в общем объеме услуг, оказанных адвокатами, то теперь – «объем (количество) юридической помощи, оказанной государственным юридическим бюро бесплатно». Если раньше государство интересовала «доля граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг (помощи) от общего числа граждан, обратившихся к адвокатам», то теперь – «количество жалоб на адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь».

Как заявил исполнительный вице-президент ФПА РФ, «в новой редакции госпрограммы целевые индикаторы и показатели подпрограммы, касающиеся обеспечения прав граждан, стали предметными и исполнимыми, чего нельзя было утверждать о ее прежней редакции».

По его мнению, в госпрограмму, а также в целевые индикаторы и показатели совершенно обоснованно включены вопросы оказания бесплатной юридической помощи населению, степень участия в этой деятельности адвокатуры и государственных юридических бюро.

Однако некоторые аналитики высказывают мнение, что бюрократическая машина хочет повысить статус государственных юридических бюро за счет адвокатских структур, объясняя это лукавой статистикой, где будут подсчитываться лишь жалобы на адвокатов, а не граждане, удовлетворенные качеством оказанных адвокатами услуг.

На сайте РАПСИ на днях было высказано мнение, что «при разработке подпрограммы и, соответственно, Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи не в полном объеме был исследован весь сложившийся на текущий момент рынок правовых услуг населению и бизнесу. Такое искажение целевых индикаторов и показателей в дальнейшем отразится на доступности услуг широким слоям населения и на занятости юристов».

Надо отметить, что экономия коснется и других разделов госпрограммы «Юстиция». Как отмечается на портале «Legal Report», сокращение финансирования прежде всего отразится на уголовно-исполнительной системе. «Вместо 18 следственных изоляторов на 2600 мест, отвечающих международным стандартам, построят только 13, не будут сооружены 14 режимных корпусов в СИЗО вместимостью 3791 место». Условия содержания в СИЗО и исправительных учреждениях также будут улучшаться менее быстро. К 2017 г. они должны будут соответствовать требованиям российского законодательства в 71,9% тюрьмах и в 61,4% колониях, тогда как в прежней редакции программы речь шла о 88,8% и 78,9% соответственно.

Рассказать: