×

Гуманизация уголовного законодательства

21 марта в Совете Федерации ФС РФ состоялся семинар-совещание, посвященный совершенствованию оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности
Мероприятие было проведено Комитетом Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Обсуждались предложения по декриминализации деяния, предусмотренного ст. 157 УК РФ, а также по введению нового института освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования в связи с применением иной меры уголовно-правового характера.


Мероприятие было проведено Комитетом Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Обсуждались предложения по декриминализации деяния, предусмотренного ст. 157 УК РФ, а также по введению нового института освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования в связи с применением иной меры уголовно-правового характера.


Данные предложения содержатся в разработанном и принятом Государственной Думой в первом чтении 26 февраля 2016 г. проекте федерального закона № 953369-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». Законопроект разработан в рамках реализации оглашенного 3 декабря 2015 г. Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в части гуманизации уголовного законодательства РФ и сокращения лиц, осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.

В Совете Федерации ФС РФ ко второму чтению законопроекта подготовлены поправки, обмен мнениями по существу которых был главной целью семинара-совещания. С инициативой обсуждения выступили Федеральная служба судебных приставов и другие органы исполнительной власти.

В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина, член Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Поневежский, начальник административно-правового управления МВД РФ Дмитрий Газизов, судья Верховного Суда РФ Олег Зателепин, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Татьяна Игнатьева, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев. Федеральную палату адвокатов РФ представляли исполнительный вице-президент Андрей Сучков и вице-президент Геннадий Шаров.

Обсуждаемые поправки к законопроекту № 953369-6 призваны реализовать предложение Президента РФ путем включения в состав объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, административной преюдиции. Это позволит также исключить субъективный подход при определении признака злостности при уклонении от уплаты алиментов, который приобретает такой характер, если лицо продолжает уклоняться от уплаты алиментов после применения административного наказания. Таким образом, уголовная ответственность может быть применена только в том случае, если иные способы воздействия на недобросовестного должника использовались, но не обеспечили надлежащее исполнение требований судебных актов.

Также в уголовное законодательство предлагается ввести новый институт освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования в связи с применением иной меры уголовно-правового характера в виде штрафа. Для этого необходимо соблюсти следующие условия: наличие согласия потерпевшего, преступление должно быть совершено впервые и относиться к категории небольшой или средней тяжести, причиненный преступлением ущерб должен быть возмещен или вред заглажен иным образом, признание своей вины преступником.

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Татьяна Игнатьева сказала, что идея декриминализации ст. 157 УК РФ никогда не поддерживалась Федеральной службой судебных приставов по причине того, что ответственность, предусмотренная данной статьей, является эффективной превентивной мерой, а замена уголовной ответственности на административную, как предлагается в рассматриваемом законопроекте, не будет играть никакой роли в связи с тем, что штраф относится к третьей очереди взыскания, тогда как алименты – к первой. В соответствии с концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года решение задач по развитию государственной поддержки семьи, в том числе, предусматривает меры по усилению ответственности должников, которые не выплачивают алименты по решению суда и нотариальному соглашению об уплате алиментов. Путем декриминализации ст. 157 УК РФ такая цель, как усиление ответственности должников, не сможет быть достигнута. Представители МВД РФ поддержали позицию Федеральной службы судебных приставов в части несогласия с декриминализацией ст.157 УК РФ.

Однако член Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Поневежский напомнил, что основная задача государства – добиваться уплаты алиментов. По его словам, анализ дел и практика Верховного Суда показывает, что в настоящее время методами уголовного преследования эта задача не выполняется. Одним из вариантов, по его мнению, может быть возложение на органы исполнительной власти обязанности обеспечения уклоняющихся от уплаты алиментов лиц трудом, чтобы они могли погасить свою задолженность по уплате алиментов. Он отметил, что нецелесообразно заставлять должников платить штрафы, равно как и отбывать наказание в тюрьме, где они не смогут работать и зарабатывать деньги.

Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков поддержал законопроект, предложенный Верховным Судом РФ. При этом отметил, что заслуживает внимания позиция Федеральной службы судебных приставов о невозможности в настоящее время полностью декриминализировать состав преступления, предусмотренный ст. 157 УК РФ. В то же время необходимо ввести административную преюдицию для данного правонарушения, а также не формировать квалифицированный состав преступления, а применять правила рецидива в качестве отягчающего ответственность обстоятельства при назначении наказания для злостных неплательщиков алиментов.

Касательно введения нового института освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования в связи с применением иной меры уголовно-правового характера Андрей Сучков пояснил, что с позиции стороны защиты он смотрит на это не как на иной вид наказания, а как на досудебную сделку, тем более что соблюдение определенных условий полностью исключает какую-либо дискретность в применении данного института. Данный подход дает возможность освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования лица на досудебной стадии уголовного процесса.

В ходе совещания обсуждалось такое основание для применения иной меры уголовно-правового характера, как признание своей вины. Исполнительный вице-президент ФПА РФ обратил внимание на то, что это категория скорее моральная, нежели правовая. Часто в правоприменении складывается такая ситуация, когда человек не признает свою вину, но готов возместить вред, выплатить ущерб и исполнить все необходимые условия для прекращения уголовного преследования по делу, что ставит вопрос о правомерности такого основания для освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования в связи с применением иной меры уголовно-правового характера.


Рассказать:
Яндекс.Метрика