×

Реформа третейского суда

Замминистра юстиции Михаил Гальперин уверен, что кардинальные изменения в сфере третейского разбирательства были неизбежны
9 декабря Российским национальным комитетом Международной торговой палаты (ICC Russia) в партнерстве с Арбитражной Ассоциацией (РАА) при активной поддержке Суда ICC прошла ежегодная арбитражная конференция «Россия как место разрешения споров».


9 декабря Российским национальным комитетом Международной торговой палаты (ICC Russia) в партнерстве с Арбитражной Ассоциацией (РАА) при активной поддержке Суда ICC прошла ежегодная арбитражная конференция «Россия как место разрешения споров».


Основными темами обсуждения на конференции стали вопросы, которые в настоящее время вызывают особый профессиональный интерес у специалистов: реформа российского законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже; распространение арбитражного соглашения на не подписавших его лиц; арбитраж в финансовой сфере; роль административного секретаря в арбитражном процессе.

Напомним, что в конце ноября Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять во втором чтении пакет законопроектов о реформе третейского суда. Главная цель рассматриваемых документов — единые требования в области третейского разбирательства и устранение пробелов в правовом регулировании процессуальных вопросов.

Замминистра юстиции Михаил Гальперин, выступая перед собравшимися с приветственным словом, отметил, что кардинальные изменения в сфере третейского разбирательства были неизбежны: бизнес как «потребитель» этих услуг стал уходить за разрешением споров за рубеж.

«Безусловно, в России есть хорошие арбитражные учреждения, которые имеют репутацию, обеспечивают профессиональное беспристрастное рассмотрение споров, но подавляющее большинство тех учреждений, которые позиционируют себя как арбитражные учреждения, третейские суды, к сожалению, с арбитражем связаны только названием, — сетовал он. — Самое страшное… даже не то, что зачастую арбитраж используется в откровенно преступных целях... а то, что такое положение дел стало нормой в сознании многих коллег».

Третейское сообщество, по мнению замминистра, не сумело самостоятельно решить проблемы, возникшие за 25 лет свободного регулирования сферы. «Был утрачен шанс в перспективе расширить законодательную сферу применения третейских судов, — заявил он. — При том состоянии дел, в котором находится третейское разбирательство в России, нельзя было серьезно говорить об обеспечительных мерах, о расширении сферы арбитрабельности и т.д.»

Также Михаил Гальперин заметил, что в проведении реформы заинтересованы и государственные суды. «Примечательно, что сейчас Верховный Суд настроен полностью поддержать ту реформу, которая была задумана. Они не воспринимают третейские суды как своих конкурентов, они заинтересованы в качественном третейском разбирательстве, которое сможет разгрузить государственные суды», — объяснил замминистра.

Он коротко рассказал о важнейших изменениях, предусмотренных взаимосвязанными законопроектами «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона 'Об арбитраже (третейском разбирательстве)' в Российской Федерации».

Документами предусматривается формирование новых центров арбитража по новым правилам; в отношении иностранных арбитражных учреждений, администрирующих споры в России, будет действовать общий режим; облегчается исполнение решений иностранных арбитражей; повышаются гарантии для арбитров, в частности, они будут обладать свидетельским иммунитетом в уголовном и гражданском процессах по тем обстоятельствам, которые стали им известны в ходе арбитража.

Также документом предусмотрено создание Совета по совершенствованию третейского разбирательства, который на одну треть будет состоять из чиновников и на две трети — из представителей сообщества. Замминистра выразил надежду, что Совет станет «драйвером реформы».


Рассказать:
Яндекс.Метрика