×

Стандарты саморегулирования

Главная тенденция развития саморегулируемых организаций – установление единых стандартов деятельности, обязательных к выполнению
25 марта в рамках Недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, РПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии Государственной Думы РФ, Минэкономразвития России, Федеральной палаты адвокатов РФ и при поддержке Комитета гражданских инициатив. Одной из главных тем стал законопроект Правительства РФ, предлагающий установить общие принципы и отраслевые особенности саморегулирования.


25 марта в рамках Недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, РПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии Государственной Думы РФ, Минэкономразвития России, Федеральной палаты адвокатов РФ и при поддержке Комитета гражданских инициатив. Одной из главных тем стал законопроект Правительства РФ, предлагающий установить общие принципы и отраслевые особенности саморегулирования.


Форум собрал около 700 участников, среди которых были представители органов государственной власти, а также профессиональных и предпринимательских сообществ (более 60 отраслей). Федеральную палату адвокатов РФ представляли президент Юрий Пилипенко и исполнительный вице-президент Андрей Сучков.

Мероприятие открылось пленарным заседанием, в начале которого президент РСПП Александр Шохин огласил приветствие участникам, организаторам и гостям Форума от Президента РФ Владимира Путина и сообщил, что лейтмотивом дискуссий будут перспективы развития саморегулирования в рамках реализации Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 2776-р.

Напомним, что на первом этапе реализации Концепции (2016 год) предусматривается: установление общих принципов саморегулирования (внесение изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»); приведение в соответствие с ним отраслевого законодательства РФ, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях; установление на законодательном уровне оснований и порядка передачи государственных функций саморегулируемым организациям с добровольным членством в целях создания стимулов для развития добровольного саморегулирования.

В ходе реализации первого этапа Концепции во исполнение поручения Президента РФ о совершенствовании института саморегулирования Правительство РФ завершает подготовку проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Так же как и Концепция, он предусматривает приоритет этого базового закона над всеми отраслевыми законами, регулирующими различные виды профессиональной и предпринимательской деятельности, что влечет необходимость приведения их в соответствие с данным актом.

В новой редакции Закона об СРО будут предусмотрены общие принципы саморегулирования и, в частности, ограничения особенностей саморегулирования, которые могут быть установлены отраслевыми законами; исчерпывающий перечень сфер, где возможно саморегулирование; общие правила стандартизации деятельности саморегулируемых организаций; общие основания и порядок привлечения их членов к ответственности за нарушение стандартов тех СРО, где они состоят.

В ходе дискуссии отмечалось, что формирование стандартов деятельности СРО, а также создание эффективных механизмов внутреннего контроля, которые позволят отказаться от контроля со стороны государства, являются наиболее актуальными задачами. При этом необходимо, чтобы стандарты были обязательны для исполнения всеми участниками, что возможно только в рамках единой системы стандартов. Выработка системы единых стандартов деятельности СРО, в свою очередь, возможна только в рамках национального объединения саморегулируемых организаций, принципы создания которого содержатся в законопроекте. По завершении работы над новой редакцией Закона об СРО необходимо незамедлительно перейти к следующему этапу – подготовке проекта закона о внесении изменений в отраслевые законы, с тем чтобы создать единую модель саморегулирования.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, выступая на пленарном заседании, обратил внимание собравшихся на то, что при создании такой модели мог бы быть полезен опыт российской адвокатской корпорации, которая уже в течение многих лет руководствуется в своей деятельности специальным законом.

Опыт адвокатуры, в частности, свидетельствует о том, что одним из условий эффективного саморегулирования является принцип обязательного членства в СРО (правительственным законопроектом предлагается развивать добровольное саморегулирование). Если же говорить о структуре национального объединения саморегулируемых организаций, то практика показывает, что наиболее эффективна модель, по которой построена адвокатская корпорация: региональные организации, членство в которых является обязательным для всех, кто занимается данным видом деятельности, входят в единую организацию, созданную на федеральном уровне.

По мнению Юрия Пилипенко, одна из главных проблем, стоящих перед СРО, – это разобщенность. Для того чтобы выработать единые правила регулирования, приемлемые для всех, необходимо наладить широкий диалог, проводить рабочие встречи для обмена опытом. В то же время он подчеркнул необходимость для саморегулируемых организаций в полной мере использовать те компетенции, которыми наделило их государство, в том числе полномочия по внутреннему контролю.

В работе дискуссионной сессии, посвященной условиям развития различных профессий и механизмам защиты интересов профессиональной деятельности в Российской Федерации, принял участие исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков.

Саморегулируемые организации связывают надежды на новые перспективы развития и защиту интересов представляемых ими профессий также с законопроектом «О частной практике в Российской Федерации». В настоящее время в нашей стране специальными законами регламентирована деятельность только двух профессий – адвоката и нотариуса, тогда как в отношении других законодательство даже не проводит четкого разграничения между профессиональной и предпринимательской деятельностью. В то же время в развитых правовых системах статус «свободных» или «самозанятых» профессий имеют многие виды профессиональной деятельности – подобное законодательное регулирование является необходимым условием развития профессии, защиты профессиональных интересов ее представителей, выработки профессиональных стандартов, действия механизмов ответственности.

Установление максимально точных и проверяемых стандартов рассматривалось на Форуме как необходимое условие современного эффективного контроля со стороны государственных органов за СРО и со стороны СРО – за их членами. Отмечалось, что при правильном размещении открытой информации в интернете и предоставлении иной информации по требованию уполномоченных лиц эффективный контроль возможен без выезда к проверяемому лицу, то есть заочно и дистанционно.

На Форуме состоялись также дискуссии по другим вопросам деятельности СРО: возможности их участия в совершенствовании регламентов безопасности, в стандартизации высшего, среднетехнического и профессионального образования; развитие механизмов саморегулирования в системе здравоохранения России, создание профессиональных ассоциаций врачей; особенности саморегулирования в строительстве (в частности, обусловленные тем, что, в отличие от регулирования, принятого в других странах, в России изыскатель и архитектор – не профессии, а виды предпринимательской деятельности).

В целом Форум оказался весьма интересным и запоминающимся событием, так как продемонстрировал, какой солидный объем задач предстоит решить законодателю, для того чтобы создать нормативную базу, которая обеспечит условия для развития всех профессий, стандартизации различных видов профессиональной деятельности, защиты профессиональных интересов.


Рассказать:
Яндекс.Метрика