×

В проект судебной реформы ввели ограничение срока пребывания в должности председателей СОЮ

Для внесения этой и ряда других поправок законопроект Верховного Суда был возвращен в процедуру второго чтения
Фото: «Адвокатская газета»
Как отметил Павел Крашенинников, предложения депутатов, отклоненные при первом рассмотрении проекта закона во втором чтении, были обсуждены с Верховным Судом, Правительством России и Администрацией Президента РФ.

17 июля Госдума повторно рассмотрела законопроект Верховного Суда РФ, направленный на реформирование судебной системы России путем создания обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (№ 374020-7).

С соответствующей просьбой к депутатам обратился председатель Комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, пояснив, что это базовый законопроект для проведения современной судебной реформы (помимо него существует еще около трех десятков других, внесенных ВС, депутатами и Президентом) и он очень тщательно обсуждается. Он отметил, что появилось несколько уточняющих поправок, которые обсуждались с Верховным Судом, Правительством России и Администрацией Президента РФ.

В частности, при рассмотрении проекта 10 июля прозвучали предложения депутатов Сергея Иванова и Юрия Синельщикова об ограничении срока полномочий председателей и заместителей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Читайте также
Госдума приняла во втором чтении проект судебной реформы от ВС
В законопроект о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции внесен ряд изменений, большая часть которых касается апелляционных и кассационных военных судов и месторасположения новых СОЮ
10 июля 2018 Новости

Как сообщала «АГ», изначально законопроект предполагал, что по истечении срока полномочий председатели могут быть назначены на эту должность вновь, без ограничения числа таких сроков. По мнению депутатов, такая несменяемость ведет к росту зависимости судей от них. Тогда соответствующие поправки были отклонены под предлогом того, что данный вопрос не является предметом рассмотрения законопроекта. Вместе с тем Павел Крашенинников согласился, что ограничение двумя сроками разумно, и сообщил, что такие предложения могут быть внесены позднее иным законопроектом. 

Тем не менее ситуация изменилась, причем ограничение распространилось не только на председателей создаваемых судов – в Закон о судах общей юрисдикции будет внесено изменение, согласно которому председатели и заместители председателей судов, назначенные на должность до вступления в силу рассматриваемого закона, сохранят свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены. При этом назначение на должность председателей и заместителей председателей судов после вступления закона в силу допускается не более чем на один срок, если они пребывали в соответствующей должности два и более раз подряд, за исключением предусмотренных законом случаев. 

Кроме того, внесена поправка о признании утратившим силу п. 2 ст. 29 Закона о судах общей юрисдикции, согласно которой по истечении срока полномочий председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Помимо этого, в законопроект внесено положение, согласно которому увеличен предельный срок пребывания в должности заместителя председателя Конституционного Суда и Верховного Суда РФ – до 76 лет. Напомним, ранее аналогичная поправка была принята в отношении председателей судов общей юрисдикции. 

Кроме того, несколько изменена география создаваемых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, при этом наиболее значимым изменением является то, что один из пяти апелляционных судов общей юрисдикции будет создан в Москве, а не в Калуге, как это предполагалось. 

Напомним, законопроект ВС РФ был внесен в Госдуму 26 января, а постановление об этом было принято Пленумом ВС РФ еще 13 июля 2017 г. Согласно документу кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.

Читайте также
Представлена новая схема судебной системы РФ
Верховный Суд хочет создать структурно обособленные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками территориального деления субъектов РФ
13 июля 2017 Новости

Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта построения судебной системы от действующего в настоящее время станет четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы. 

К компетенции судебных коллегий областных и равных им судов предлагается отнести только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного и равного ему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции. 

Из компетенции президиумов областных и равных им судов исключаются процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. 

Функции президиума областного и равного ему суда общей юрисдикции с принятием законопроекта будут ограничиваться принятием решений по организационным вопросам в пределах ведения соответствующего суда. Таким образом, областные и равные им суды в качестве судов второй инстанции становятся судами апелляционной инстанции.

Полномочия по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции, которые станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными судами и гарнизонными военными судами.

Кроме того, в соответствии с предлагаемой законопроектом схемой инстанционности судебной системы оспаривание решений мировых судей в судебных коллегиях ВС РФ будет возможно только в том случае, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в кассационный суд общей юрисдикции им будет вынесено постановление, и только при наличии существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела.

В третьем чтении законопроект предлагается рассмотреть сегодня же вечером.

Рассказать:
Дискуссии
Реформа судебной системы от ВС
Реформа судебной системы от ВС
Конституционное право
14 февраля 2022
Яндекс.Метрика