×

АГ-Ракурс

«Черная книга» адвокатуры

Постыдной практике правоохранителей посвятят специальный реестр
Валерий Жуков
Валерий Жуков
Редактор раздела «АГ-Ракурс» с февраль 2020 по март 2021, ранее – главный редактор портала Legal.Report (2017–2019), заместитель главного редактора портала «Право.ru» (2009–2015). Лауреат премии Москвы в области журналистики

Не спускать больше правоохранителям ни одного случая недопуска к подзащитному для оказания юридической помощи намерены российские адвокаты. На днях Федеральный союз адвокатов России при поддержке ФПА завершил составление своего рода «черной книги» адвокатуры – начального варианта реестра нарушений профессиональных прав адвокатов. Этот общенациональный реестр предлагается сделать постоянно обновляемым источником сведений не только о вмешательстве в адвокатскую деятельность, но и о контрмерах, принятых в корпорации для защиты нарушенных прав адвокатов.

Мастера пыточных дел

Ранее в связи с увеличением количества нарушений профессиональных прав адвокатов конференцией ФСАР была создана инициативная группа, выработавшая предложения по расширению арсенала корпоративных мер защиты. При содействии ФПА от региональных адвокатских палат были получены сведения о фактах вмешательства в адвокатскую деятельность за последние годы. Эти данные сведены в таблицу, ставшую прообразом будущего реестра нарушений профессиональных прав адвокатов.

Хотя запрошенная информация пока представлена палатами не в полном объеме, массив поступивших сведений, по словам вице-президента ФСАР, адвоката АП Тверской области Алексея Иванова, позволяет достаточно объективно оценить ситуацию. Как показал анализ, самыми распространенными нарушениями прав адвокатов являются недопуск защитника к доверителю, а также применение физического насилия по отношению к адвокату. Эти действия обычно предпринимаются для беспрепятственного проведения с задержанным оперативных мероприятий, часто с использованием физического и психологического насилия до тех пор, пока он не будет сломлен и не даст согласие на сотрудничество с правоохранительными органами независимо от его виновности либо невиновности.

«Такие ситуации в адвокатской практике известны, – говорит вице-президент ФПА, первый вице-президент ФСАР и АПМО Михаил Толчеев. – Я знаю случай, когда человека вызвали в 9 часов утра в полицию и держали до вечера без еды, без возможности уйти. Допрашивали. И он много в чем сознался. Только после этого, часов в 7-8 вечера, пригласили адвоката и сказали, что его доверитель только что доставлен. И человек при адвокате сознался в убийстве, которое уже много лет не было раскрыто. Адвокат, к сожалению, все эти вещи не перепроверил, протокол был оформлен вместе с ним. А “признавшийся” вышел, пошел в травмпункт и зафиксировал следы от электрошокера, который к нему применяли».

Системный сбой

«Одной из обязанностей адвоката является именно своевременное оказание юридической помощи, – напоминает Алексей Иванов. – Более того, в случае нарушения этой обязанности адвокат сам совершает дисциплинарное правонарушение. Однако в связи с недопуском адвокатов, применением в отношении них насилия адвокат не имеет объективной возможности своевременно оказать юридическую помощь своему доверителю».

Регулярное нарушение правоприменителями конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи во ФСАР называют серьезной, системной проблемой всей правоохранительной структуры РФ. «У государства есть так называемое позитивное обязательство – не только не нарушать права граждан, но и принять такие нормативные правовые акты, которые обеспечивают исполнение этих гарантий, в том числе и допуск адвокатов, – подчеркивает Михаил Толчеев. – Мы считаем: если государство гарантировало гражданину адвоката с момента задержания, а министр МВД вводит регламенты, ограничивающие эти права, то это незаконно и неправильно. Скажем, везде сейчас адвокатов пускают по адвокатскому удостоверению, а органы внутренних дел издали инструкцию, что в отделы полиции – только по паспорту или водительским правам. Ну нельзя же абсолютно все обжаловать и оспаривать. А такая практика ведет к серьезным ограничениям».

Безнаказанность развращает

Поскольку какая-либо ответственность за вмешательство в адвокатскую деятельность не предусмотрена, сотрудники правоохранительных органов не допускают адвокатов к подзащитным, не опасаясь последующего наказания.

«Нам говорят: вы не имеете права настаивать, вы же адвокаты, должны жаловаться, – рассказывает Михаил Толчеев. – Адвокаты жалуются, однако это ни к чему не приводит. Например, в Зеленограде наш адвокат подал административный иск из-за того, что его в течение трех часов не допускали в отдел полиции. На что ему суд ответил: ну, через три часа-то допустили. Значит, право на защиту не нарушено. То есть суд нас не хочет поддерживать. Вопрос заключается в том, что за эти три часа с подзащитным там сделали? Мы жалуемся, но система этих действий не пресекает. Они недовольны становятся, только когда в подобную ситуацию попадают их дети, а адвоката к ним не пускают. Потому что человека лет до двадцати с еще неокрепшей психикой сломать за пару-тройку часов профессионалу очень даже несложно».

«Единственным полномочием, которым располагает адвокат для защиты своих прав, остается право обжалования незаконных действий в судебном и ином порядке, – подтверждает Алексей Иванов. – Однако, как показывает практика, эта процедура не является эффективным средством правовой защиты – невозможно устранить нарушение права лица на своевременность получения квалифицированной юридической помощи просто путем последующего подтверждения данного нарушения».

Формировать судебную практику

И конечно, последней каплей стал конфликт полицейских с женщинами-адвокатами в Кабардино-Балкарии. «Это очень показательная ситуация, – говорит Михаил Толчеев. – Их долго не пускали к подзащитному. Когда адвокаты стали настаивать – а они обязаны настаивать, это их профессиональная обязанность – и пытались зафиксировать факт недопуска на свой телефон, к ним применили насилие. В попытке уйти от ответственности полиция теперь возлагает вину на наших адвокатов».

Инициативная группа ФСАР наряду с поддержкой требования о срочном установлении уголовной ответственности за воспрепятствование законной адвокатской деятельности предложила реализацию ряда конкретных мер корпоративной защиты. Так, инициируется ведение на постоянной основе реестра нарушений профессиональных прав адвокатов, в который должны включаться сведения обо всех фактах воспрепятствования адвокатской деятельности на территории РФ. В реестре предстоит также отражать существующую практику обжалования по фактам нарушений, декларируется стремление «формировать положительную судебную практику, оказывать помощь субъектам нарушений по применению данной судебной практики».

Для систематизации поступающей информации и обновления реестра планируется создать постоянно действующий центр ФСАР по противодействию нарушениям профессиональных прав адвокатов. Он же будет оказывать все возможные меры методической и иной возможной поддержки адвокатам, в отношении которых допущены нарушения. Центру надлежит информировать ФПА и органы госвласти о состоявшихся нарушениях, выступать с предложениями по их предотвращению в дальнейшем.

Кроме того, от имени ФСАР предлагается подготовить обращение во все региональные адвокатские палаты, ко всем адвокатам РФ с просьбой своевременно информировать будущий центр по противодействию нарушениям профессиональных прав адвокатов с тем, чтобы ни одно нарушение не осталось без соответствующей реакции адвокатского сообщества.

Яндекс.Метрика