31 мая 2017 г. в Челябинске состоялась первая научно-практическая конференция молодых адвокатов «Традиции и новации адвокатуры», посвященная Ф.Н. Плевако, на которой довелось выступить и мне как председателю молодых адвокатов АП Томской области.
Для адвокатского сообщества Томской области в настоящее время актуален вопрос урегулирования отношений помощников, стажеров адвокатов и адвокатских образований, в которых они трудятся.
Адвокатские образования сталкиваются со сложными, не разрешенными на законодательном уровне проблемами относительно правового урегулирования взаимоотношений с помощниками и стажерами.
Правовая форма взаимоотношений между помощниками, стажерами адвокатов и адвокатским образованием на основании трудового договора, закрепленная в ст. 27, 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», представляется несовершенной, поскольку не соотносится с особым статусом адвокатской деятельности.
Отношения адвокатского образования с доверителем строятся на основании особого соглашения, отличающегося от остальных соглашений гражданско-правового характера, в соответствии с которыми оказываются юридические услуги.
Адвокат выполняет поручения доверителя, перечень которых указывается в соглашении. Поэтому, привлекая для выполнения соответствующих заданий помощников, стажеров, адвокатское образование рассчитывает на их помощь на протяжении всего срока выполнения поручения доверителя.
Однако трудовой договор не позволяет установить для адвокатских образований гарантии того, что помощник, стажер доведет до логического завершения то дело, к которому он был привлечен.
В связи с этим адвокатские образования подвергаются определенным рискам, связанным с сохранением адвокатской тайны, а также утратой специалиста (помощника, стажера), который уже вник в суть дела.
Наиболее верным представляется урегулирование отношений между адвокатским образованием и помощником, стажером адвоката посредством особого соглашения гражданско-правового характера, в котором будет предусмотрена ответственность, в том числе материальная, помощников, стажеров, отказавшихся от взятых на себя обязательств по выполнению поручений адвокатского образования в рамках конкретного соглашения с доверителем.
Поскольку адвокатская деятельность является особым видом деятельности, то представляется неверным наделять адвокатское образование статусом работодателя, который более свойствен вертикальной модели взаимоотношений «начальник — подчиненный».
Наиболее оптимальным является установление между помощником, стажером адвоката и адвокатским образованием горизонтальной модели взаимоотношений «партнер — партнер», при которой права, обязанности, риски, гарантии, ответственность будут четко регламентированы путем заключения гражданско-правового договора.
Трудовой договор как правовая форма взаимоотношений между помощником, стажером и адвокатским образованием помимо обязанностей адвокатского образования выплачивать фиксированную заработную плату, отчислять обязательные платежи, предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск, выходные и другие социальные гарантии несовершенен и тем, что приучает помощника, стажера трудиться за заработную плату. То есть они привыкают к некой обеспеченной государством стабильности, которая не свойственна адвокатской деятельности.
Тем самым, адвокатское образование подготавливает не самодостаточных личностей, стремящихся к постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию, а неких иждивенцев, приходящих на рабочее место, чтобы отработать. Итогом такого «воспитания» может стать поколение адвокатов-приспособленцев, неспособных трудиться в жестком конкурентном юридическом мире.
В связи со сказанным необходимо внести в законодательство изменения относительно правовой формы взаимоотношений между помощниками, стажерами адвокатов и адвокатским образованием, заменив трудовой договор на договор гражданско-правового характера.
Для адвокатского сообщества Томской области в настоящее время актуален вопрос урегулирования отношений помощников, стажеров адвокатов и адвокатских образований, в которых они трудятся.
Адвокатские образования сталкиваются со сложными, не разрешенными на законодательном уровне проблемами относительно правового урегулирования взаимоотношений с помощниками и стажерами.
Правовая форма взаимоотношений между помощниками, стажерами адвокатов и адвокатским образованием на основании трудового договора, закрепленная в ст. 27, 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», представляется несовершенной, поскольку не соотносится с особым статусом адвокатской деятельности.
Отношения адвокатского образования с доверителем строятся на основании особого соглашения, отличающегося от остальных соглашений гражданско-правового характера, в соответствии с которыми оказываются юридические услуги.
Адвокат выполняет поручения доверителя, перечень которых указывается в соглашении. Поэтому, привлекая для выполнения соответствующих заданий помощников, стажеров, адвокатское образование рассчитывает на их помощь на протяжении всего срока выполнения поручения доверителя.
Однако трудовой договор не позволяет установить для адвокатских образований гарантии того, что помощник, стажер доведет до логического завершения то дело, к которому он был привлечен.
В связи с этим адвокатские образования подвергаются определенным рискам, связанным с сохранением адвокатской тайны, а также утратой специалиста (помощника, стажера), который уже вник в суть дела.
Наиболее верным представляется урегулирование отношений между адвокатским образованием и помощником, стажером адвоката посредством особого соглашения гражданско-правового характера, в котором будет предусмотрена ответственность, в том числе материальная, помощников, стажеров, отказавшихся от взятых на себя обязательств по выполнению поручений адвокатского образования в рамках конкретного соглашения с доверителем.
Поскольку адвокатская деятельность является особым видом деятельности, то представляется неверным наделять адвокатское образование статусом работодателя, который более свойствен вертикальной модели взаимоотношений «начальник — подчиненный».
Наиболее оптимальным является установление между помощником, стажером адвоката и адвокатским образованием горизонтальной модели взаимоотношений «партнер — партнер», при которой права, обязанности, риски, гарантии, ответственность будут четко регламентированы путем заключения гражданско-правового договора.
Трудовой договор как правовая форма взаимоотношений между помощником, стажером и адвокатским образованием помимо обязанностей адвокатского образования выплачивать фиксированную заработную плату, отчислять обязательные платежи, предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск, выходные и другие социальные гарантии несовершенен и тем, что приучает помощника, стажера трудиться за заработную плату. То есть они привыкают к некой обеспеченной государством стабильности, которая не свойственна адвокатской деятельности.
Тем самым, адвокатское образование подготавливает не самодостаточных личностей, стремящихся к постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию, а неких иждивенцев, приходящих на рабочее место, чтобы отработать. Итогом такого «воспитания» может стать поколение адвокатов-приспособленцев, неспособных трудиться в жестком конкурентном юридическом мире.
В связи со сказанным необходимо внести в законодательство изменения относительно правовой формы взаимоотношений между помощниками, стажерами адвокатов и адвокатским образованием, заменив трудовой договор на договор гражданско-правового характера.