×

Положительные новеллы

О законопроекте, призванном уточнить сферы взаимодействия уполномоченных по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях
Леонтьев Вячеслав
Леонтьев Вячеслав
Управляющий партнер АБ «Леонтьев и партнеры»
Институт бизнес-омбудсменов в РФ еще достаточно молод и безусловно требует дальнейшего совершенствования, однако доказал свою полезность и в том виде, в котором он существует в настоящий момент. В этом смысле не является исключением и адвокатская деятельность. Данный инструмент бывает эффективен как в вопросах защиты интересов предпринимателей от произвола со стороны властных государственных структур, так и в вопросах противодействия нечестной конкурентной борьбе. Зачастую обращение к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей является последней надеждой для бизнесменов, пытающихся защитить свои законные интересы и отстоять свой бизнес.

Обсуждаемый законопроект является очередной и важной ступенькой в вопросе совершенствования механизма защиты прав предпринимателей.

В обоснование необходимости принятия поправок в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» № 78-ФЗ от 7 мая 2013 г. (далее – ФЗ № 78) авторы законопроекта совершенно справедливо указывают на проблему зависимости уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ от органов государственной власти данных субъектов. Указанная ситуация вызвана прежде всего тем, что п. 1 ст. 9 ФЗ № 78 предусмотрено, что данная должность может учреждаться законом субъекта РФ, а п. 7 той же статьи установлено, что финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте РФ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Учитывая финансовую зависимость регионального уполномоченного от органов управления субъекта РФ, невозможно не согласиться с заключением авторов законопроекта о необходимости некоторого контроля со стороны Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей за деятельностью своих региональных коллег.

Кроме того, п. 1 ст. 10 ФЗ № 78 содержит норму, согласно которой «уполномоченный в субъекте РФ рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта РФ, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта РФ», одновременно с этим п. 2 этой же статьи закона устанавливает запрет на направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ. Учитывая, что в современных условиях деятельность большинства бизнесменов редко ограничивается территорией одного региона, порядок обращения предпринимателей к уполномоченным, а также порядок взаимодействия уполномоченных между собой требуют дополнительного нормативно-правового регулирования.

Таким образом, предложенные поправки в закон, возлагающие на Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей задачу по обеспечению эффективной деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, а также наделяющие его дополнительными полномочиями по оказанию помощи своим региональным коллегам и осуществлению координации и контроля за их деятельностью, представляются важными и своевременными.

Одновременно с этим необходимо обратить внимание, что в пояснительной записке к законопроекту его авторы абсолютно оправданно заявляют о необходимости четкого законодательного разделения полномочий между уполномоченными федерального и регионального уровней, однако в самом проекте федерального закона этот вопрос обойден стороной, что оставляет ощущение некоторой незаконченности.

Кроме того, вызывает вопросы нынешнее состояние дел, при котором вопрос самого существования должности уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ полностью относится на усмотрение каждого конкретно взятого субъекта РФ (п. 1 ст. 9 ФЗ № 78). Вряд ли в России найдется хотя бы один регион, где предприниматели не сталкивались с нарушениями своих прав и законных интересов со стороны местных властей. Конечно, у бизнесменов всегда остается возможность обратиться к бизнес-омбудсмену на федеральном уровне, однако сам факт существования вышеуказанной нормы в настоящем виде ставит вопрос о равных правах предпринимателей в различных регионах РФ.

Что же касается развития в России института бизнес-омбудсменов, представляется наиболее возможными два варианта.

Первый. Дальнейшее существование двух параллельных уровней уполномоченных: федерального и регионального с неизбежным законодательным и организационным совершенствованием механизмов взаимодействия между ними. В этом случае представляется целесообразным введение нормы, которая позволяла бы Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей разрабатывать и вводить собственные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы взаимодействия с уполномоченными в субъектах РФ в рамках полномочий, установленных Федеральным законом.

Второй. Централизация и структурирование деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с развитием института общественных представителей и общественных приемных в регионах путем увеличения их количества и наделения дополнительными полномочиями. Такие изменения менее вероятны, так как приведут к дополнительной нагрузке на федеральный бюджет и могут вызвать бюрократизацию института уполномоченных в целом.

Также возможным решением может стать и создание профильной ассоциации, сфокусированной на защите прав и законных интересов предпринимателей при институте бизнес-омбудсменов. На данный момент при нескольких бизнес-ассоциациях существуют специальные комитеты по правовой защите бизнеса, которые частично помогают в решении проблем их членов.

В целом, законопроект несет в себе положительные новеллы, способные упорядочить деятельность уполномоченных в субъектах РФ и дать предпринимателям в регионах дополнительные гарантии.

Рассказать коллегам: