Известный французский адвокат XIX в. Герман де Бетс, обращаясь к молодым коллегам, желавшим научиться живой, свободной и экспромтной речи, призывал их: пишите, пишите много, пишите обо всем (не обязательно для публикаций, но и для себя, для оттачивания ума, слога, расширения словарного запаса).
Призывал даже писать в разных жанрах: стихи, статьи, заметки, романы, комедии, детективы, книги на любую тему.
Это тренажер (и преотличный) для мозга, для снятия с него ржавчины, для развития и увеличения активного словарного запаса, совершенствования умения выступать на публике.
Кстати, Евгений Шварц (автор «Обыкновенного чуда», «Дракона») для выработки стиля, для саморазвития также заставлял себя писать каждый день (причем без правки, приучал себя писать сразу правильно).
«Ведя их (дневники. – Прим. автора), драматург ставил перед собой в основном две задачи: учился писать прозой, что считал для себя очень важным, и стремился «поймать миг за хвост», то есть найти наиболее точные слова для передачи обстановки, чувств, событий и настроений в тот или иной момент жизни. Основным условием ведения дневниковых записей было писать только правду, «не врать, не перегруппировывать события». Не допускались никакие исправления…
Выработанные Шварцем правила ведения дневника были строгими. «Надо отработать этот урок, который задаю я себе ежедневно на старости лет, чтобы научиться, наконец, писать в лоб о себе, связно рассказывать о самых обыкновенных вещах… Зачеркивать, переписывать и обрабатывать по условиям, что я поставил сам себе, не разрешается». И три недели спустя: «…я надеюсь, что все-таки научусь писать о себе. И, наконец, кое-что выходит похоже. Очень похоже. И, работая над сценарием, я чувствую, что рука ходит легче – значит, ежедневные упражнения в чистой прозе, пожалуй, полезны» (отрывок из предисловия к его дневнику «Живу беспокойно…»).
Не обязательно всегда ставить себе задачу писать без исправлений. Часто бывает очень полезным править и переправлять написанное. Эта аналитическая работа крайне важна и полезна.
Полезно также произносить текст вслух либо до или одновременно с написанием, либо хотя бы после, попробовав его на слух, поскольку речь первична.
В книге «Платформа: как стать заметным в интернете» ее автор, известный в Америке блогер Майкл Хайятт, утверждает, что:
«Писательство – такой же труд, как и любой другой. Чем больше вы им занимаетесь, тем лучше у вас получается. Даже если вы не слишком талантливы как автор, но будете терпеливы, со временем непременно войдете во вкус и начнете получать удовольствие».
Идеально, если молодой (а иной раз и немолодой) адвокат или оратор втянется в этот процесс и начнет писать (хотя бы для себя).
Кстати, слова Майкла Хайятта в полной мере можно отнести и к ораторскому искусству. Публичные выступления – это такой же труд. Чем больше вы выступаете, тем лучше у вас начинает получаться. И точно так же можно сказать, что даже если вы не слишком талантливы как оратор, но будете настойчивы, со временем войдете во вкус и начнете получать удовольствие.
Примерно об этом же всегда говорил и Дейл Карнеги, утверждавший, что научиться хорошо говорить может каждый, ничего сложного здесь нет.
Качественно ускорить этот процесс поможет описанный нами тренажер для профессионального оратора, в том числе адвоката.
Призывал даже писать в разных жанрах: стихи, статьи, заметки, романы, комедии, детективы, книги на любую тему.
Это тренажер (и преотличный) для мозга, для снятия с него ржавчины, для развития и увеличения активного словарного запаса, совершенствования умения выступать на публике.
Кстати, Евгений Шварц (автор «Обыкновенного чуда», «Дракона») для выработки стиля, для саморазвития также заставлял себя писать каждый день (причем без правки, приучал себя писать сразу правильно).
«Ведя их (дневники. – Прим. автора), драматург ставил перед собой в основном две задачи: учился писать прозой, что считал для себя очень важным, и стремился «поймать миг за хвост», то есть найти наиболее точные слова для передачи обстановки, чувств, событий и настроений в тот или иной момент жизни. Основным условием ведения дневниковых записей было писать только правду, «не врать, не перегруппировывать события». Не допускались никакие исправления…
Выработанные Шварцем правила ведения дневника были строгими. «Надо отработать этот урок, который задаю я себе ежедневно на старости лет, чтобы научиться, наконец, писать в лоб о себе, связно рассказывать о самых обыкновенных вещах… Зачеркивать, переписывать и обрабатывать по условиям, что я поставил сам себе, не разрешается». И три недели спустя: «…я надеюсь, что все-таки научусь писать о себе. И, наконец, кое-что выходит похоже. Очень похоже. И, работая над сценарием, я чувствую, что рука ходит легче – значит, ежедневные упражнения в чистой прозе, пожалуй, полезны» (отрывок из предисловия к его дневнику «Живу беспокойно…»).
Не обязательно всегда ставить себе задачу писать без исправлений. Часто бывает очень полезным править и переправлять написанное. Эта аналитическая работа крайне важна и полезна.
Полезно также произносить текст вслух либо до или одновременно с написанием, либо хотя бы после, попробовав его на слух, поскольку речь первична.
В книге «Платформа: как стать заметным в интернете» ее автор, известный в Америке блогер Майкл Хайятт, утверждает, что:
«Писательство – такой же труд, как и любой другой. Чем больше вы им занимаетесь, тем лучше у вас получается. Даже если вы не слишком талантливы как автор, но будете терпеливы, со временем непременно войдете во вкус и начнете получать удовольствие».
Идеально, если молодой (а иной раз и немолодой) адвокат или оратор втянется в этот процесс и начнет писать (хотя бы для себя).
Кстати, слова Майкла Хайятта в полной мере можно отнести и к ораторскому искусству. Публичные выступления – это такой же труд. Чем больше вы выступаете, тем лучше у вас начинает получаться. И точно так же можно сказать, что даже если вы не слишком талантливы как оратор, но будете настойчивы, со временем войдете во вкус и начнете получать удовольствие.
Примерно об этом же всегда говорил и Дейл Карнеги, утверждавший, что научиться хорошо говорить может каждый, ничего сложного здесь нет.
Качественно ускорить этот процесс поможет описанный нами тренажер для профессионального оратора, в том числе адвоката.