×

Уведомление о контролируемой сделке

Налогоплательщики, совершавшие в календарном году контролируемые сделки, обязаны сообщать об этом в налоговые органы, подавая соответствующее уведомление в инспекцию.
Шабанов Роман
Шабанов Роман
Старший юрист юридической компании Tenzor Consulting Group
Несколько слов о контролируемых сделках
Напомним, что контролируемые сделки – это определенные сделки между взаимозависимыми лицами (а также приравненными к ним лицами), в частности сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб., и при этом соблюдаются одновременно два условия: местом регистрации / жительства / резидентства всех участников сделки является территория Российской Федерации; одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая – нет.

Суть таких сделок состоит в том, что для целей налогообложения налоговиками будет приниматься рыночная цена сделки даже в том случае, если стороны договорились о другой цене.

При этом уведомление о контролируемой сделке подается по месту регистрации юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя по форме, установленной ФНС России, в электронном виде или на бумажном носителе не позднее 20 мая года, предшествовавшего году совершения контролируемой сделки (соответственно, за сделки, совершенные в 2016 г., такое уведомление должно быть подано в налоговую инспекцию до 20 мая 2017 г.). 

Если лицо несвоевременно предоставляет такое уведомление, то ему грозит наказание в виде штрафа, предусмотренное ст. 129.4 НК РФ. Однако применение данной нормы права вызывает немало острых споров и судебных процессов.

В целях разъяснения применения норм 16 февраля 2017 г. Президиумом Верховного Суда РФ был подготовлен новый Обзор судебной практики, позволяющий пролить свет на нюансы порядка сотрудничества взаимозависимых лиц.

Налагаются ли штрафы за каждое непредставленное уведомление или же лицо наказывается единичной санкцией?
Согласно материалам дела, общество обратилось в арбитражный суд об оспаривании решения налогового органа, по которому оно привлекалось к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках. Факт просрочки общество не оспаривало, однако штрафы налоговики начислили за каждую сделку по отдельности, что, по мнению общества, было неправомерно.

Суд пришел к выводу, что размер штрафа определен налоговым органом неправильно, и удовлетворил требования общества. По решению суда ответственность налогоплательщика наступает за непредставление им в срок уведомления о контролируемых сделках точно так же, как и за непредставление одного из документов налоговой отчетности, поэтому размер налагаемого согласно ст. 129.4 НК РФ штрафа является твердым (как и в случае с налоговой отчетностью) и не зависит от числа контролируемых сделок, которые подлежали указанию в уведомлении.

При заполнении уведомления надо быть внимательными
Однако обращаем внимание на то, что при заполнении уведомления необходимо быть внимательным. Так, в решении по уже другому делу Верховный Суд РФ указал: если в уведомлении о контролируемых сделках указаны неверные сведения и такие ошибки могли препятствовать определению контролируемой сделки, то это будет являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Обществом было направлено уведомление о совершении более двухсот контролируемых сделок, в отношении четырех из них были указаны ошибочные сведения о типе предмета сделки (товар вместо услуги) и месте ее совершения (месте оказания услуги). Налоговый орган привлек общество к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

По мнению налогоплательщика, допущенная им ошибка не привела к недостоверности декларирования сведений, указанных в п. 3 ст. 105.16 НК РФ, следовательно, событие правонарушения в его действиях отсутствует.

Суд встал на сторону общества, обратив внимание, что суть декларирования, к которому относится и представление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, которая будет достаточной для первичного анализа и принятия решения по вопросу о необходимости углубленного контроля. Налоговый орган мог истребовать расширенную информацию, предусмотренную ст. 105.15 НК РФ, и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства.

Перечень же сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком в этих целях, в силу п. 3 ст. 105.16 НК РФ, ограничен четырьмя группами информации:
1) календарный год, к которому относится уведомление;
2) предметы сделок;
3) сведения об их участниках;
4) сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.

Следовательно, для применения налоговой ответственности за представление недостоверных сведений, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ, необходимо, чтобы допущенная налогоплательщиком ошибка в заполнении соответствующих реквизитов уведомления создавала препятствия для идентификации контролируемой сделки, прежде всего ее предмета.

Рассмотрев дело, суд установил, что неправильное указание типа предмета сделки (товар вместо услуги) и места ее совершения не должно было препятствовать идентификации контролируемой сделки, поскольку ошибка в указании этой информации восполнялась правильным заполнением других сведений – наименования предмета сделки, сведений об исполнителе услуг.

Таким образом, допущенная обществом ошибка не могла препятствовать проведению первичного анализа уведомления и принятию мотивированного решения.
 
В какую инспекцию должно подаваться уведомление?
Помимо правильного заполнения уведомления, не самым очевидным для фирм оказалось, в какую именно инспекцию оно должно подаваться.

Общество представило уведомление в межрегиональную инспекцию по месту своей регистрации, но не отразило в нем ряд сделок, совершенных с компаниями, местом регистрации которых являются Британские Виргинские острова, посчитав, что такие сделки относятся к учету ФНС России, за что оно было привлечено к налоговой ответственности.

По мнению налогоплательщика, такое решение вынесено межрегиональной налоговой инспекцией с превышением компетенции, поскольку в силу ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов отнесена к исключительным полномочиям ФНС России.

Суд с такими доводами не согласился и отказал в удовлетворении требований общества. В соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа составляет акт, а руководитель принимает решение по вопросу привлечения к налоговой ответственности, после чего такое уведомление в течение 10 дней со дня его получения направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

Таким образом, вопрос о привлечении общества к налоговой ответственности по ст. 129.4 кодекса правомерно был решен руководителем налоговой инспекции.

Рассказать:
Яндекс.Метрика