По мнению омбудсменов, в настоящее время в России регулярно нарушается право граждан на осуществление правосудия в разумные сроки. В связи с очередным совершенно вопиющим примером нарушения данного права Борис Титов и Владимир Лукин обратились к Президенту РФ с предложениями по совершенствованию законодательства.
Ростовские предприниматели И. Кацив, Е. Муругов и Ю. Туркевич были заключены под стражу 3 апреля 2008 г. по обвинению в лжепредпринимательстве и незаконном получении кредита. Через 11 месяцев нахождения под стражей обвиняемым была вменена легализация денежных средств, приобретенных в результате совершенного ими преступления. Следствие продолжается до сих пор. В конце 2012 г. срок содержания под стражей был продлен Кациву в 14-й (!) раз. Судом не учитываются такие обстоятельства, как преклонный возраст Туркевича (73 года) и наличие у Кацива заболеваний, входящих в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (гипертония и инсулинозависимая форма сахарного диабета).
Таким образом, обвиняемые находятся под стражей уже почти пять лет с учетом того, что пять лет – это максимальный срок, который они смогут получить за вменяемые им деяния при условии, что их вина будет доказана.
По мнению Владимира Лукина, такое положение дел совершенно недопустимо: «В настоящее время российское законодательство дает возможность содержать граждан под стражей фактически бессрочно – на усмотрение суда. И в данном случае люди сидят в СИЗО почти пять лет. Но прекрасно известно, что условия содержания в СИЗО хуже, чем в большинстве тюрем. Это самое настоящее беззаконие, причем покрываемое законом».
В связи с этим в обращении Владимиру Путину омбудсмены предлагают внести два изменения в законодательство: указать в УПК предельный срок содержания под стражей, продление которого при любых обстоятельствах будет невозможным, а также ввести запрет на участие в рассмотрении дела во всех инстанциях судьи, применившего к подозреваемому или обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу. «В данной ситуации один и тот же судья в течение уже более чем двух лет выносит решения о продлении обвиняемому срока содержания под стражей, как вы думаете, велики шансы на то, что приговор будет оправдательным?» – задал журналистам риторический вопрос Борис Титов.
Что касается предельного срока содержания под стражей, то, по мнению омбудсменов, конкретная цифра должна быть определена путем обсуждения в экспертном сообществе.
Также Борис Титов рассказал о работе своего аппарата (институт начал функционировать в июне 2012 г.): «На сегодняшний день поступило более 700 жалоб, из них порядка 40 % связаны с уголовным преследованием бизнеса». По словам омбудсмена, по некоторой части жалоб заявители получают отказы, так как нередко предприниматели пытаются использовать институт Уполномоченного в своих личных целях, например, с целью уйти от обвинений. Что же касается жалоб административного характера, то, по словам Титова, примерно в 10–15 % случаев удавалось оказать содействие предпринимателям в решении их проблемы.
Он также отметил, что в настоящее время закон уже не так часто используется как инструмент давления на предпринимателей. «Можно сказать, что сегодня ситуация с криминальным, уголовным давлением на бизнес сложная, серьезная, но есть тенденция к улучшению. Это надо признать», – заключил уполномоченный по защите прав предпринимателей.