В конце августа на сайте ЕСИА «Госуслуги» появились прототипы пяти новых «суперсервисов». Два из них непосредственно связаны с обращением в соответствующие государственные органы за защитой прав граждан – это «Правосудие онлайн» и «Подача заявлений в правоохранительные органы». Три других касаются конкретных жизненных ситуаций: «Обжалование штрафов онлайн», «Пенсия онлайн» и «Утрата близкого человека». Сервисы еще не функционируют, пока что разработчики предлагают всем желающим ознакомиться с прототипами и внести предложения по их совершенствованию.
Юридические «суперсервисы» для граждан
Термин «суперсервис» встречается в немногочисленных актах некоторых министерств, однако в них не содержится определение данного понятия. Не так давно Минкомсвязи разработало проект постановления Правительства РФ, который должен изменить положение о Едином портале госуслуг.
В пояснительной записке к данному акту понятие суперсервиса связывается с пунктом «2и» поручения президента по реализации его послания Федеральному собранию от 20 февраля 2019 г. № Пр-294. Указанный пункт предусматривает необходимость обеспечения до 31 декабря 2020 г. возможности получения гражданами комплексных государственных и муниципальных услуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям и предоставляемых в автоматическом режиме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Как указано на официальном сайте Минкомсвязи, суперсервисы – это новый тип государственных электронных услуг, максимально простой и комфортный для граждан. Один из их основных принципов – сведение к минимуму использования бумажных документов и необходимости посещения госорганов. Ведомство сообщает, что сервисы предполагают анализ конкретной жизненной ситуации и предоставление всего необходимого комплекса услуг буквально «в один клик».
16 июля Минкомсвязи сообщило, что в ходе обсуждения рабочей группы по цифровому государственному управлению при АНО «Цифровая экономика» прототип услуги «Правосудие онлайн» представил заместитель гендиректора Судебного департамента при Верховном Суде РФ Виктор Агеев. Как указано на сайте ведомства, данный сервис предполагает удаленную и «безбумажную» подачу заявления в суд, в то время как на сегодняшний день расходы на бумагу в судебной системе оцениваются в 10 млрд руб. в год.
Предполагается, что «Правосудие онлайн» будет выполнять сразу несколько функций. Одна из них – автоматическое установление суда, в который необходимо подать исковое заявление. Как указано в плане развития сервиса, определение территориальной подсудности станет доступно уже в 2020 г. Еще одна возможность – направление документов и уведомлений участникам процесса в электронном виде. Более того, разработчики утверждают, что с 2022 г. все материалы дела будут доступны онлайн.
В рамках этой комплексной услуги предполагается наличие так называемого «интерактивного помощника», начало работы которого запланировано на 2024 г. Сообщается, что он подскажет, как составить и подать электронное заявление через Госуслуги. Кроме того, предусматривается возможность «удаленного участия в процессе». Пояснения к такой функции сводятся к следующему: участник может находиться в любом месте и получает доступ через биометрическую идентификацию. При этом неясно, что именно имеется в виду: возможность удаленного обмена документами с судом или непосредственное онлайн-участие в судебном заседании.
Сайт Госуслуг предлагает посмотреть видео, на котором отражается планируемый процесс электронного обращения в суд. На первом этапе пользователю предлагается выбрать категорию спора (например, неправомерное увольнение или расторжение брака), а затем – ввести данные ответчика. После этого заявитель описывает обстоятельства, которые привели к возникновению спора, выбирает конкретное требование из предложенного перечня, указывает цену иска при необходимости.
Основываясь на этих данных, сервис определяет подсудность. При этом имеется кнопка «Изменить суд», однако из видео не ясно, может ли пользователь самостоятельно выбрать другой суд. После прикрепления подтверждающих требования документов заявление отправляется на проверку, далее его необходимо удостоверить электронной подписью. Завершающий этап – уплата госпошлины, сумму которой определяет сам сервис, предоставляя скидку в размере 30%.
Из видеозаписи следует, что через Портал госуслуг будет происходить уведомление гражданина о движении дела: регистрации заявления, принятии его к рассмотрению, датах судебных заседаний, размещении материалов по делу на сайте суда и т.д. В личном кабинете пользователь сможет уведомить суд об отсутствии возможности присутствовать в заседании и даже обжаловать решение.
План развития сервиса «Подача заявлений в правоохранительные органы» выглядит следующим образом. С 2020 г. в одном из ведомств пилотного региона появится возможность подавать заявление онлайн. При этом уже в 2021 г. в одном из регионов через Госуслуги можно будет обратиться во все ведомства. С того же времени документы начнут хранится в цифровом профиле. В 2022 г. граждане получат возможность составлять заявление через интерактивного помощника.
Разработчики утверждают, что весь процесс обращения займет не более 15 минут. На портале размещен видеообзор прототипа суперсервиса. На первом этапе интерактивный помощник предлагает выбрать происшествие (например, смерть человека, вред здоровью или материальный ущерб), при этом у него могут возникнуть вопросы. Так, при выборе материального ущерба сервис, в частности, просит указать, присутствовал ли гражданин при совершении предполагаемого правонарушения.
После этого сервис «Интерактивный помощник» определяет подразделение конкретного правоохранительного органа, в которое будет направлено заявление, и просит описать фактические обстоятельства. Пользователь может сообщить данные о правонарушителе и прикрепить к своему обращению любые файлы. На этом этапе сервис предупреждает об уголовной ответственности за заведомо ложный донос и требует от гражданина подтвердить факт ознакомления с приведенным текстом ст. 306 УК РФ. В процессе проверки обращения и расследования пользователя уведомляют о юридически значимых событиях. Кроме того, есть возможность вести электронную переписку с ведомством.
Реакция юристов и адвокатов
«АГ» попыталась получить комментарий Минкомсвязи, однако ведомство не смогло оперативно его предоставить.
Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али прокомментировал функционал суперсервиса «Правосудие онлайн». Юрист назвал одним из самых интересных нововведений онлайн-доступ к материалам дела. Он отметил, что на сегодняшний день процесс ознакомления с документами в суде «организован архаично», особенно в общей юрисдикции. «Получение фотокопий может растянуться на весь день, не говоря уже о накладках, связанных с недоступностью дела и ограничениями в приемных часах канцелярий судов. К тому же нередко возникает необходимость ознакомиться с материалами дела, находящимися в отдаленном регионе страны», – рассказал юрист.
При этом он отметил, что в этом новшестве нет ничего революционного. «Подобные предложения исходили еще от упраздненного в 2014 г. Высшего Арбитражного Суда, который серьезно продвинул систему электронного правосудия. Частично они были реализованы: уже сейчас можно получить онлайн-доступ к материалам арбитражного дела, рассматриваемого в порядке упрощенного судопроизводства», – сообщил Максим Али.
Он также заметил, что для реализации задуманного крайне важно отсутствие сопротивления со стороны судов. Юрист пояснил, что суды общей юрисдикции без особого энтузиазма воспринимают цифровизацию. По его словам, сейчас они крайне неохотно позволяют участникам процесса реализовать свое право на удаленное участие в заседаниях по системе видео-конференц-связи, отказывая по мотивам «отсутствия технической возможности».
Максим Али приветствовал введение электронных уведомлений. «В реалиях работы “Почты России” и кратковременности хранения судебных уведомлений на почте (7 дней) система электронных уведомлений – это вполне логичное решение. Если в электронной форме стороны будут получать копии документов друг друга, то это также ускорит и упростит рассмотрение многих дел», – прокомментировал он. При этом концепция стратегии развития системы вызвала у юриста вопросы: «Самый главный из них: зачем государство несистемно создает разношерстные сервисы электронного правосудия вместо того, чтобы объединить их, хотя бы с пользовательской точки зрения, в одну систему?»
Максим Али полагает, что разработанная еще при ВАС «Картотека арбитражных дел» функционирует достаточно хорошо. «Данный инструмент высоко оценивается юристами и используется для оповещения, получения информации о делах, для электронного документооборота с судом. При этом возможность пользования данной системой без усиленной квалифицированной электронной подписи или биометрических данных (как предполагается в Госуслугах) позволяет использовать КАД широкому кругу лиц и не приводит к масштабным злоупотреблениям», – сообщил юрист.
Он полагает, что на сегодняшний день в России нет сервисов, равных КАД. Максим Али выразил сожаление по поводу того, что государство продолжает инвестировать в разработку отдельных сервисов для судов общей юрисдикции, которые «оставляют желать лучшего». По его словам, ГАС «Правосудие» не справилась ни с удобным размещением актуальной информации по делам, ни с обеспечением возможности электронного взаимодействия с судами. До сих пор многие суды предлагают направлять документы по электронной почте. В числе отдельных сервисов юрист отметил порталы судов общей юрисдикции г. Москвы и портал мировых судей Санкт-Петербурга.
Максим Али обратил внимание на «странный график» развития новой системы «Правосудие онлайн». «Первый этап датирован 2020 г., когда заработает система определения подсудности. Однако найти компетентный суд онлайн можно уже сейчас через ГАС “Правосудие”. Остается надеяться, что эта система будет включать по-настоящему новые функции», – указал он.
«Сегодня существует множество различных официальных сайтов, связанных с судебной системой, но качество работы большинства из них остается неудовлетворительным. Попытка сделать новые сервисы через “Госуслуги” выглядит как очередное размножение сущностей в сфере электронного правосудия», – заключил Максим Али. Юрист полагает, что разумнее было бы учесть позитивный опыт арбитражных судов и распространить его на суды общей юрисдикции.
Адвокат, партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов отметил, что прототипы суперсервисов выглядят очень удобно. По его мнению, их принцип работы напоминает «Добродел» и «Активный гражданин», где пользователю для обращения достаточно использовать лишь смартфон, на котором установлено соответствующее приложение. «При этом обычным гражданам не нужна никакая электронная подпись, поскольку аутентификация происходит из личного кабинета на Госуслугах. Это действительно похоже на режим “одного окна”», – указал адвокат.
«Я безумно рад тому, что наконец-то предложен более простой порядок подачи документов в электронном виде в суд. Сервис ГАС “Правосудие” по подаче документов, видимо, так и останется невостребованным», – прокомментировал Сергей Гревцов функционал сервиса «Правосудие онлайн». Он также заинтересовался опцией открытия онлайн-доступа к материалам дела. По его словам, данная функция активно обсуждается, но пока в рамках общей юрисдикции никто ничего не сделал.
Относительно сервиса «Подача заявления в правоохранительные органы» адвокат отметил следующее: «Важно, чтобы была возможность направлять дополнения к ранее поданному заявлению и чтобы результатом оказания услуги была не “отбивка” о том, что заявление приняли, а именно скан-копия процессуального решения, принятого в порядке ст. 144–145 УПК РФ». Адвокат отметил, что сейчас функционирует соответствующий сервис МВД, который позволяет сообщить о преступлении, но не предоставляет возможности отслеживания рассмотрения и движения заявления. Ответ гражданину также не предоставляется.
Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков полагает, что планируемые нововведения существенно упростят жизнь практикующим юристам и адвокатам. «В то же время предложенные планы видятся мне излишне оптимистичными. Проблема кроется в том, что суды не укомплектованы оборудованием, которое позволит оперативно обмениваться электронными документами. В большинстве судов общей юрисдикции один принтер на нескольких секретарей и помощников судей, не говоря уже о том, что сканер может быть один на целый судебный состав, а то и на весь суд», – заметил он.
Адвокат сообщил, что сотрудники аппаратов судов перегружены работой. По его мнению, они физически не смогут обеспечить сканирование документов, которое очевидно понадобится при переводе дела в электронный формат. «Полагаю, что без решения вопроса с нагрузкой на аппараты судов, а также при отсутствии необходимого оборудования подобные цели сверхоптимистичны и пока, к сожалению, недостижимы. Думаю, что с правоохранительными органами ситуация аналогичная», – сказал Виктор Глушаков.
Он также отметил, что нужно помнить о необходимости изменения процессуального законодательства в связи с внедрением суперсервиса. «Очень хотелось бы, чтобы опыт арбитражных судов, работу которых сложно сейчас представить без систем “Мой Арбитр” и “Картотека арбитражных дел”, повторился и в общей юрисдикции. Но для этого необходимо сделать гораздо больше, чем просто анонсировать планируемые изменения на Портале государственных услуг», – заключил адвокат.