Тема – «Уголовные законоположения в изобразительном, ораторском искусстве, драматургии, классической литературе и кино». Организаторы – кафедра уголовного права Уральского государственного юридического университета, Федеральная палата адвокатов РФ, Адвокатская палата Ханты-Мансийского автономного округа, Министерство культуры Свердловской области, стратегический партнер – Адвокатское бюро «Пучков и партнеры». Федеральную палату адвокатов РФ представляют президент Юрий Пилипенко, исполнительный вице-президент Андрей Сучков, вице-президент Светлана Володина, советник Василий Раудин.
Конференция посвящена памяти выдающегося ученого – основателя уральской уголовно-правовой школы, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора Митрофана Ивановича Ковалева.
Уникальная тема дискуссий – уголовное право и искусство – объединила ученых-правоведов и юристов-практиков, адвокатов, представителей профильных государственных ведомств, высшей школы, творческой интеллигенции. Участники и гости XIII Ковалевских чтений приехали на конференцию из разных регионов России и многих зарубежных государств, чтобы обсудить очень важные, но пока мало изученные вопросы о влиянии на человека уголовно-правовых явлений, отраженных в произведениях искусства.
С приветствиями выступили сопредседатели оргкомитета конференции – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой уголовного права Уральского государственного юридического университета Иван Козаченко и доктор юридических наук, президент Федеральной палаты адвокатов РФ, профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Юрий Пилипенко.
«Если первые конференции больше напоминали дружеские, уютные встречи учеников М.И. Ковалева, то начиная с 2015 г. формат конференции уверенно и заслуженно вышел далеко за пределы нашего Отечества. Наш научный форум заметили, признали и полюбили многие. Сегодняшнее собрание самых активных и самых преданных поборников науки и правоприменительной сферы – не исключение. В конференции участвуют более двухсот человек, – сказал Иван Козаченко, – среди них представители Китая, Англии, Франции, Германии, Сербии, Белоруссии, США, Бразилии».
Юрий Пилипенко отметил, что адвокаты Урала, подключившись к проведению конференции, наполнили это мероприятие новой энергией, новыми темами: «Адвокаты интересуются не только гонорарами или победами в делах. Среди них много людей творческих, которые выходят далеко за пределы сугубо профессиональной сферы и добиваются ярких результатов не только в юридической практике, но и в создании художественных образов, развитии культурных традиций».
С приветственными словами к участникам и гостям конференции также обратились: министр культуры Свердловской области Павел Креков; руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области Валерий Задорин, передавший приветствие председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина; доктор юридических наук, профессор, ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик; доктор филологических наук, профессор Уральского федерального университета Маргарита Ковалева; Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова; писатель, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Южного федерального университета (ЮФУ, Ростов-на-Дону), заслуженный юрист РФ Данил Корецкий; доктор права, профессор Пекинского университета (Пекин, КНР) Ван Шичжоу.
Конференция открылась пленарным заседанием «Уголовные законоположения в изобразительном, ораторском искусстве, драматургии, классической литературе и кино». Его вели доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой уголовного права Уральского государственного юридического университета Иван Козаченко и кандидат юридических наук, председатель Совета партнеров Адвокатского бюро «Пучков и партнеры» Денис Пучков.
Отмечалось, что цели влияния, которое оказывает на людей искусство, меняются в зависимости от исторического периода. Темы уголовного права в произведениях искусства могут быть воплощены разными средствами, среди которых – использование преступного поведения в качестве материала для яркого сюжета, способного привлечь читателя или зрителя.
Участники дискуссии выясняли, какие социальные риски влечет тиражирование преступного поведения в произведениях, рассчитанных на самую широкую аудиторию, и способы нивелировать эти риски. Уголовные законоположения они рассматривали как основу нравственности в искусстве.
Анатолий Наумов – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Министерства юстиции РФ), член Союза писателей Москвы – посвятил свое выступление теме «Отражение преступления и наказания в художественной литературе как уточнение доктринальных подходов к проблеме в уголовно-правовой науке».
Не существует классической литературы без обращения к криминальным сюжетам, сказал он. Преступление привлекает внимание создателей художественных произведений, потому что открывает тайники человеческой души, выявляет мотивы поведения. Наука уголовного права, в свою очередь, признательна представителям творческих профессий за отражение уголовно-правовых проблем в искусстве. Будущим юристам, например, для понимания мотивов преступного поведения обращение к роману «Преступление и наказание» дает намного больше, чем прочтение соответствующих параграфов учебника. Причем нередко литература и кинематограф дают альтернативное представление о некоторых категориях уголовного права, так как отражают новые социальные процессы несколько раньше, чем происходит их научное осмысление.
Алексей Кузнецов – историк, соведущий программы «Не так!» на радиостанции «Эхо Москвы» – объяснил, почему в романе «Преступление и наказание» отсутствует сцена суда, а в классической русской литературе – детективный жанр. Русская литература предумышленно убила детективный жанр, считает он, – отказалась от его канонов, поставив на первый план не сюжет, а глубокий психологический анализ. Русские писатели ставили великие вопросы, на которые не было великих ответов. Они исходили из того, что земной суд, даже если он формально правилен и справедлив, может установить факты и обстоятельства, но понять мотивы поведения преступника способен лишь очень поверхностно, поэтому подлинная справедливость ему недоступна. В итоге русская классическая литература, создав образцы анализа преступного поведения, вместе с тем оказала медвежью услугу российскому обществу. Сформированное в ней мнение о земном суде как об орудии «бесполезной» справедливости, объединившись с идущим «снизу» представлением о том, что суд априори несправедлив, что адвокат – это «нанятая совесть», стало одним из источников правового нигилизма.
Данил Корецкий – писатель, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), заслуженный юрист РФ – рассказал о специфике отражении российской криминальной жизни в остросюжетной литературе.
Рассуждая о том, что можно извлечь из произведений детективного жанра, он упрекнул отечественных писателей в невнимании к «юридической казуистике», которая так важна для зарубежных мастеров этого жанра. «Почему? – спрашивает он. – Потому что это никого не интересует. И это немного печально».
Владимир Захаров – президент Адвокатской палаты Ленинградской области – напомнил о нашумевшем в свое время деле барона Кроненберга (1877 г.), которое вызвало большой общественный резонанс, в том числе отклик в статьях Ф.М. Достоевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Великие писатели сочли, что защищавший Кроненберга В.Д. Спасович при допросе потерпевшей перешел грань допустимого, с нравственной точки зрения, поведения. Этот эпизод дал Достоевскому повод называть адвокатов «нанятая совесть». «Люди вообще, а в публичной сфере особенно, должны быть корректны друг с другом, и я полагаю, что в связи с неустранимой двойственностью отношения общества к юристам вообще, и к адвокатам в особенности, мы, адвокаты, должны быть виртуозами, гроссмейстерами корректности», – такой вывод сделал Владимир Захаров.
Ван Шичжоу – доктор права, профессор Пекинского университета (Пекин, КНР) – проанализировал юридическую природу преступлений, описываемых в классической китайской литературе, и, в частности, назвал три критерия, по которым определяется допустимость описания тех или иных преступных действий: должны быть исключены порнография, а также моменты, угрожающие национальной безопасности и негативно влияющие на подрастающее поколение.
Людмила Иногамова-Хегай – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета, заведующая кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики Академии труда и социальных отношений (Москва), член научно-экспертного совета Комитета по правовым и судебным вопросам СФ ФС РФ, член экзаменационной комиссии Квалификационной коллегии судей г. Москвы, член секции по уголовному праву и криминологии Учебно-методического объединения университетов России – проанализировала некоторые вопросы отражения уголовного права в литературе и кинематографе.
Она остановилась на аспектах, связанных с исчезновением людей. В узком смысле исчезновение людей в России связано с тремя преступлениями: похищение, торговля людьми, использование рабского труда. Во многих зарубежных странах есть и четвертый состав – насильственное исчезновение людей. Людмила Иногамова-Хегай привела примеры описания таких преступлений в русской и зарубежной классической и современной литературе, заметив, что есть романы и фильмы, которые воспитывают людей не в том направлении, в котором должна развиваться человеческая цивилизация.
Уголовный закон – это тоже искусство, считает Иногамова-Хегай и говорит, что в российском Уголовном кодексе не все нормы изложены корректно. Так, согласно ст. 127.2 УК РФ деяние – использование рабского труда – не является преступным, если человек выразил добровольное согласие находиться в рабстве. Эта норма нарушает все права и свободы человека как с точки зрения принципов и норм уголовного права, так и с точки зрения нравственности. Она должна быть исключена из Уголовного кодекса, тем более что российский уголовный закон является образцом, получающим отражение в уголовных кодексах других стран, прежде всего государств СНГ.
Уголовный закон, наряду с другими произведениями искусства, обладает очень большой силой воздействия на общественное сознание. Задача в том, чтобы создавать такие произведения, которые воспитывали бы человека с большой буквы, прививали ему доброту и любовь к ближнему.
Людмилу Иногамову-Хегай поддержал Юрий Пилипенко – он привел в пример фильм «Двенадцать», пропагандирующий необходимый обществу суд присяжных, и призвал писателей задуматься о создании положительного образа адвоката.