Следственное управление СК РФ по Пензенской области попыталось добиться отмены нового порядка распределения между адвокатами дел по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда.
16 февраля 2018 г. Совет Адвокатской палаты Пензенской области утвердил Положение об оказании субсидируемой юридической помощи адвокатами АП ПО, участвующими в качестве защитника по назначению в порядке ст. 50 и 51 УПК РФ, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению в порядке ст. 50 ГПК РФ и ст. 54 КАС РФ.
Пункты 9–13, а также п. 29 Положения устанавливают содержание требований органов дознания, предварительного следствия и суда о назначении адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, сроки направления и поступления таких требований в Центр субсидируемой юридической помощи АП Пензенской области, особую процедуру направления защитника для участия в неотложных процессуальных или следственных действиях, которые невозможно запланировать заранее. Кроме того, в них закреплены право Совета АП ПО приостановить направление защитников в конкретный орган дознания, предварительного следствия и суд при систематическом направлении срочных требований в соответствии с п. 12 Положения, а также обязанность адвоката, вступившего в дело в порядке ст. 51 УПК, выяснить факт участия в деле защитника по соглашению и в этом случае – проверить соблюдение процессуальных норм привлечения к делу защитника по назначению и заявить ходатайство об устранении нарушений.
Именно эти пункты не понравились сотрудникам следственного органа, и в апреле руководитель СУ СК РФ по Пензенской области направил президенту АП ПО Николаю Демерзову письмо (имеется в распоряжении «АГ»), в котором указал, что эти пункты не соответствуют нормам действующего уголовно-процессуального законодательства, а также сложившейся на территории региона следственной практике. Более того, как указывается в письме, ряд пунктов Положения нарушают права и интересы не только органов предварительного расследования в части невозможности незамедлительного сбора доказательств с участием подозреваемого, обвиняемого, но и последних в части своевременного обеспечения их права на защиту. Кроме того, как указал глава областного СУ СК РФ, эти пункты «противоречат целям скорейшего восстановления нарушенных прав потерпевших». Также в письме сообщалось, что в связи с выявленными нарушениями в прокуратуру органом следствия было направлено письмо о необходимости проведения проверки.
В своем ответе АП ПО пояснила, что введение нового порядка организации дежурств адвокатов для участия в делах по назначению было инициировано Минюстом России, в связи с чем внесены изменения в ряд статей Закона об адвокатуре. Кроме того, во избежание недоразумений на начальном этапе, при адвокатской палате предусмотрена дежурная группа адвокатов, из числа которой в необходимых случаях будут выделены адвокаты для участия в проведении следственных действий и судебных процессах.
Адвокатская палата также отметила, что если замечания прокуратуры будут обоснованными, то в Положение, возможно, будут внесены изменения и дополнения.
В середине мая прокуратура Ленинского района г. Пензы направила в АП Пензенской области протест на вышеупомянутые пункты Положения, согласно которому проведенная проверка выявила несоответствие их действующему законодательству.
В частности, надзорный орган указал, что решением Совета ФПА от 5 октября 2017 г. утвержден Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, которым установлено, что оно регулируется соответствующими решениями советов адвокатских палат субъектов РФ, принятыми во исполнение Порядка, а также определены общие требования к региональным правилам. В силу п. 3.2 Порядка региональными правилами должны быть предусмотрены требования к адвокатам, допущенным к участию в уголовных делах по назначению, а также порядок формирования списка таких адвокатов и порядок распределения поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами.
По мнению прокуратуры, решения советов адвокатских палат имеют право регулировать лишь порядок распределения поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами и не могут устанавливать какие-либо требования к органам дознания, предварительного следствия и суда и выносимым им документам (требованиям о назначении защитника). Также в протесте указано, что принятое Советом АП Пензенской области Положение не отвечает принципам территориальности, приоритетности назначения, контроля со стороны ФПА, как это предусмотрено п. 3.1 Порядка. Кроме того, п. 9–13, п. 29 Положения создают незаконные препятствия для реализации гарантированного ч. 2 ст. 48 Конституции права на защиту.
В ответе прокуратуре Совет АП ПО указал, что утвержденный Советом ФПА РФ Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве определил общие требования к региональным правилам. При этом в п. 3.3 Порядка оговорено, что наряду с перечисленными в региональных правилах могут быть предусмотрены иные положения, связанные с участием адвокатов в уголовных делах по назначению.
Совет АП ПО также отметил, что согласно Порядку оказание юридической помощи адвокатами по назначению регулируется соответствующими нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, Закона об адвокатуре, КПЭА, решениями Всероссийского съезда адвокатов и Совета ФПА, Стандартом осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, а также разъяснениями Комиссии ФПА по этике и стандартам. Ни одному из перечисленных нормативных актов опротестованные пункты Положения не противоречат, а отдельные из них прямо корреспондируются с нормами указанных актов, говорится в письме в прокуратуру.
Также отмечается, что содержание п. 9 Положения корреспондируется с требованиями п. 3.3 Порядка, согласно которому в региональных правилах может быть предусмотрена форма поручений на защиту по назначению исходя из сложившейся в субъекте РФ практики взаимодействия в этой сфере адвокатской палаты и органов дознания, органов предварительного следствия и (или) суда. А п. 10 Положения, подчеркивает Совет АП ПО, корреспондируется с п. 4 ст. 50 и ст. 231 УПК РФ, согласно которым адвокат должен быть предоставлен задержанному по его требованию не позднее 24 часов, а суд направляет требование о выделении адвоката не позднее 5 суток до его рассмотрения.
В п. 11 Положения определяется режим работы Центра субсидированной юридической помощи. Отмечается, что Совет палаты исходил из того, что проведение допроса в ночное время запрещено законом, а установленный срок позволяет следственное действие произвести в дневное время. Также Совет АП ПО указал, что положения п. 12, 13 следует рассматривать как вытекающие из п. 3.3 Порядка, призванные оперативно отреагировать на запросы органов дознания, следствия и предупредить злоупотребления правом с их стороны.
Кроме того, в ответе палаты подчеркивается, что п. 29 Положения корреспондируется со ст. 12 КПЭА, согласно которой адвокат, участвуя в судопроизводстве, а также представляя интересы доверителя в органах государственной власти и органов местного самоуправления, должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и лицам, участвующим в деле, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушения прав последнего ходатайствовать об их устранении.
Совет АП ПО также отметил, что согласно ст. 1 Закона о прокуратуре РФ прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ, однако в протесте не указано, какие нарушения какого именно закона допустил Совет адвокатской палаты.
Указывается и то, что в соответствии с п. 2, 3 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки, а в самом решении в обязательном порядке указываются цели, основание и предмет проверки. Совет АП ПО пояснил, что, так как указанные требования не соблюдены, выводы проверки, если она проводилась, не основаны на законе.
Также отмечается, что в протесте не указано, в чем конкретно выразилось нарушение основополагающих принципов установленного порядка – территориальности, приоритетности и контроля, и говорится о необоснованности нарушения гарантированного ч. 2 ст. 48 Конституции права на защиту.
В комментарии «АГ» президент АП Пензенской области Николай Демерзов пояснил, что первым недовольство новым порядком выразил Следственный комитет именно потому, что привык к «карманным» адвокатам. Президент палаты отметил, что на протяжении ряда лет палата наказывает таких адвокатов, иногда даже прекращает их статус. «Просто СК было удобно работать с теми, кто, так сказать, может все подписать не глядя. А это положение четкое, здесь уже не от воли следователя зависит, кого он пригласит к участию в деле. Он вынужден обращаться в Центр, который в порядке очередности передает реквизиты дел адвокатов», – пояснил Николай Демерзов.
Президент АП ПО также сообщил, что за основу принятого палатой документа был взят самарский вариант Положения, который уже много лет используется и привел к положительным результатам. «Там Положение приняли хорошо. То есть сначала были трения – у нас любые мероприятия сначала вызывают трения, но там Положение давно практикуют, график организации дежурств уже отработан», – указал Николай Демерзов.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков в комментарии «АГ» отметил, что подобную ситуацию с неприятием нововведений приходится наблюдать практически повсеместно, где региональные адвокатские палаты внедряют новый порядок распределения дел по назначению органов дознания, следствия и суда в соответствии с недавними изменениями законодательства и принятым в порядке его исполнения решением Советом ФПА РФ. Вместе с тем он отметил, что зачастую первоначальное противодействие со стороны правоохранителей новому порядку распределения дел со временем сменяется полным одобрением и поддержкой, что наблюдается во многих регионах.
«Что касается прокурорского протеста, то хотя в нем и содержится требование об устранении нарушений федерального законодательства, но в описательной части не приведено ни одного факта или довода, в чем же принятый адвокатской палатой порядок распределения дел противоречит закону. Объяснение этому достаточно простое – никаких нарушений закона или противоречий ему в принятом Советом адвокатской палаты Пензенской области Положении не допущено. Данный порядок не устанавливает каких-либо требований к органам дознания, следствия или суду, он лишь определяет условия и порядок обработки требований на участие адвоката по назначению. Правоохранительные органы или суды могут исполнять эти требования, а могут и не исполнять (хотя их содержание следует признать вполне разумным и минимально необходимым для обработки заявки). Правда, в последнем случае адвокатская палата не сможет обработать требование о назначении и, как результат этого, адвокат не будет выделен», – заключил Андрей Сучков.