×

Адвокат обладает своим статусом 24 часа в сутки

О дисциплинарной ответственности вне рамок профессиональной деятельности
Мальфанов Сергей
Мальфанов Сергей
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, президент АП Орловской области

Данный материал основан на практике работы в качестве заместителя председателя Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС), а также председателя Квалификационной комиссии АП Орловской области и посвящен анализу применения двух положений Кодекса профессиональной этики адвоката (КПЭА), которые продолжают активно обсуждаться в нашем профессиональном сообществе, а именно:

  • п. 1 ст. 4 КПЭА, предусматривающий, что адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии;
  • п. 5 ст. 9 КПЭА, в соответствии с которым «в любой ситуации, в том числе вне профессиональной деятельности, адвокат обязан сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней, при условии, что принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения».

Сторонники принятия и применения данных этических норм исходят из того, что адвокатура должна стать естественной частью формирующейся новой элиты российского общества. Это предполагает достойное поведение каждого адвоката в публичной сфере в целом, а не только во время конкретного судебного заседания или следственного действия. Адвокат обладает своим статусом 24 часа в сутки, эффективность профессиональной деятельности каждого адвоката и его благополучие напрямую зависят от личной репутации адвоката и авторитета всего адвокатского сообщества. Поэтому важно показать государству и обществу состоятельность и прогресс адвокатуры как наиболее организованного и профессионального института гражданского общества, способного успешно решать самые сложные задачи в сфере обеспечения всех граждан, юридических лиц и самого государства квалифицированной юридической помощью, обеспечить действенный общественный контроль в столь чувствительных областях государственного управления как правоохранительная деятельность и судопроизводство.

Здесь мы все в одной лодке, поскольку по поведению одного коллеги часто судят о качествах всех остальных.

Иногда высказывается противоположное мнение, что недостойное поведение адвоката даже в публичной сфере за рамками конкретных процессуальных действий – его личное дело, которое не должно волновать профессиональное сообщество, поскольку подобное поведение не умаляет авторитет адвокатуры, и опасение, что такие этические нормы – средство для преследования адвокатов в связи с их поведением в быту.

Уже сейчас, исходя из практики КЭС и региональных палат, можно сделать обоснованный вывод, что эти опасения оказались напрасными. Так, за период после VIII Всероссийского съезда адвокатов в КЭС поступило всего три запроса от региональных палат по разъяснению порядка применения указанных этических норм, да и то для дополнительного подтверждения своей позиции, которая изначально была правильной. Никаких преследований адвокатов со ссылкой на эти нормы либо увеличения количества дисциплинарных производств и наказаний адвокатов не наблюдается, что свидетельствует об отсутствии какой-либо реальной проблемы. Например, в Адвокатской палате Орловской области за 15 лет ее существования не было ни одного такого дисциплинарного дела. Однако эти этические нормы оказывают больше предупредительное и дисциплинирующее воздействие на коллег.

Полагаю, что сам факт свободного и демократического обсуждения в сообществе любых волнующих коллег вопросов, открытый обмен мнениями – очень хорошо и правильно. Но непонимание того простого факта, что недостойное поведение адвоката даже за рамками конкретных процессуальных действий может крайне неблагоприятно влиять на авторитет всех остальных и адвокатуры в целом, свидетельствует о том, что наше единое профессиональное сообщество, которому всего 15 лет, проходит только начальные этапы своего развития.

Поэтому, принимая этические нормы, мы должны определиться, куда же мы хотим идти – вверх или вниз.

Приведу один известный пример, показывающий, как наши зарубежные коллеги, объединившиеся в профессиональное сообщество значительно раньше нас, серьезно относятся к этому вопросу. Когда выяснилось, что рейтинг общественного доверия к адвокатам в ФРГ с третьего места (после священников и врачей) понизился до четвертого (на третье место вышли учителя), Федеральная палата адвокатов Германии немедленно собралась на экстренное заседание, чтобы разобраться в причинах случившегося и выработала комплекс мер для исправления положения. Думаю, что именно к такому уровню понимания и решения проблем должно стремиться и адвокатское сообщество России.

При этом, конечно, следует согласиться, что частная жизнь адвоката не должна быть предметом рассмотрения на квалификационных комиссиях.

Следует отметить, что представители других юридических (и не только) профессий нашей страны не бояться писать в своих Кодексах этики, что они при всех обстоятельствах (а не только при исполнении профессиональных обязанностей) должны соблюдать действующие законодательство, общепринятые в обществе нормы морали и нравственности.

Приведу несколько примеров:

Кодекс этики прокурорского работника

1. Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

1.1. Неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, Присягой прокурора (следователя), и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ

Статья 8. Общие правила поведения

1. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.

Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации

Преамбула

В целях повышения доверия государства и общества к профессиональной деятельности нотариуса настоящим Кодексом устанавливаются нормы профессионального поведения, основанные на положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах латинского нотариата, обязательность соблюдения которых определяется статусом нотариуса.

Глава 3. Общие требования, предъявляемые к профессиональному поведению нотариуса

3.1. Нотариус обязан:

3.1.7. Избегать публичного проявления вредных привычек и поведения, которые могут оскорблять человеческое достоинство, в том числе исполнять профессиональные обязанности в состоянии алкогольного или иного токсического опьянения, под воздействием психотропных препаратов;

3.1.10. Воздерживаться от совершения действий, которые могут нанести ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подорвать доверие и ее престиж в обществе.

Выступления и высказывания нотариуса в средствах массовой информации, в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях без предварительного согласия или поручения уполномоченного органа или комиссии нотариальной палаты должны содержать разъяснения о выражении личного мнения нотариуса.

Кодекс этики педагога

3.34. Педагог не занимается противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью.

Может быть, и нам не стоит бояться устанавливать высокую планку в сфере соблюдения общих этических норм, принятых в обществе, хотя бы на одном уровне с представителями других профессий? Кто на самом деле считает, что публичное аморальное и безнравственное поведение адвоката не умаляет авторитет адвокатуры, а значит, каждого из нас?

Тот факт, что Всероссийский съезд адвокатов подавляющим большинством голосов признал введение в Кодекс этих моральных норм необходимым, свидетельствует о том, что мы стремимся все-таки быть элитой и требуем уважения к себе.

Рассказать:
Другие мнения
Старченко Виталий
Старченко Виталий
Адвокат АП Ставропольского края
Ненадлежащее оказание юридической помощи: сложности толкования и оценки
Методика адвокатской деятельности
Спорные вопросы основания гражданско-правовой ответственности адвоката
16 апреля 2024
Романова Валерия
Романова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н., доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС
Ознакомление адвоката с материалами дела – не право, а обязанность
Профессиональная этика
Совет АПГМ напомнил важные постулаты защиты, в том числе по назначению
09 апреля 2024
Кокин Алексей
Кокин Алексей
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области
Устранить процессуальные неопределенности
Профессиональная этика
Внесение изменений в КПЭА представляется несколько преждевременным
26 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
26 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
12 марта 2024
Шорыгин Константин
Адвокат АП Московской области, АБ «Бельский и партнеры», аспирант кафедры адвокатуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Воспрепятствование деятельности адвоката-защитника
Профессиональная этика
Понятие и противодействие
12 марта 2024
Яндекс.Метрика