×

Дополнительный и необходимый инструмент реализации права на защиту

Нюансы заключения соглашения на юрпомощь в интересах третьего лица
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard

Как ранее писала «АГ», Совет Адвокатской палаты г. Москвы опубликовал Решение о прекращении статуса адвоката, который, действуя в интересах третьих лиц, подал апелляционную жалобу на обвинительный приговор в отсутствие законных оснований для вступления в дело в качестве защитника и вопреки воле осужденного.

Читайте также
Прекращен статус адвоката, обжаловавшего приговор, не будучи защитником осужденного, и против его воли
Совет АПГМ указал, что защита без поручения, принятого адвокатом в установленном порядке, опаснее бездействия, такая деятельность станет помехой, нежели помощью, создавая видимость исполнения защитником своей процессуальной функции
07 мая 2024 Новости

Ситуация, как и решение Совета АПГМ, совершенно понятны. Адвокат, формально действуя от имени и в интересах осужденного, вступил в дело, в действительности преследуя интересы иных лиц, которые с интересами осужденного не совпадали. Такое поведение очевидно недопустимо, поэтому справедливость решения совета палаты о прекращении статуса адвоката не вызывает сомнений.

При этом хочется обратить внимание на некоторые нюансы. Возможность заключения соглашения о защите в интересах третьего лица является дополнительным, причем необходимым инструментом реализации права на защиту, поскольку зачастую лицо, нуждающееся в таковой, не имеет возможности непосредственно обратиться к адвокату. Более того, полагаю, что заключение соглашения в интересах третьего лица допустимо только в такой ситуации, когда доверитель лишен возможности непосредственного обращения к адвокату. Соответственно адвокату, действующему разумно и осмотрительно, в данном случае в обязательном порядке следует выяснять, почему будущий доверитель сам не обратился к нему.

Вместе с тем неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда некоторые адвокаты не понимают всех нюансов заключения соглашения в интересах третьего лица. В данном случае юридическая парадигма определяется следующим:

  • в соответствии с подп. «б» п. 4 Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве в рамках первого свидания с подозреваемым, обвиняемым адвокату следует получить согласие на оказание ему юридической помощи по соглашению, заключенному этим адвокатом с иным лицом;
  • в соответствии со ст. 6.1 КПЭА под доверителем понимается лицо, заключившее с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи, и лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь на основании соглашения об оказании юрпомощи, заключенного иным лицом; при этом при решении вопроса, связанного с сохранением адвокатской тайны, под доверителем понимается любое лицо, доверившее адвокату сведения личного характера в целях оказания юридической помощи.

Системный анализ приведенных норм свидетельствует, что, если говорить об уголовном процессе, именно воля и интересы обвиняемого являются приоритетными в отношениях, возникающих при заключении соглашения третьим лицом. Именно обвиняемый правомочен, в частности, принимать решение о распоряжении сведениями, полученными адвокатом в ходе защиты, и без согласия обвиняемого эти сведения не могут быть переданы никому, в том числе лицу, непосредственно заключившему соглашение на оказание юрпомощи в интересах обвиняемого. Все это детально описано в Разъяснении № 12 Совета АПГМ по вопросам профессиональной этики адвоката «Об особенностях заключения и оформления соглашений об оказании юридической помощи – защиты по уголовному делу – в пользу третьего лица»1.

К сожалению, коллеги порой действуют вопреки описанной в Разъяснении логике. Так, Совет АПГМ несколько лет назад вынужден был разбирать ситуацию, в которой адвокат, действуя от имени обвиняемого, ссылался на то, что у него не было свиданий с последним, поэтому он не обязан был получать его согласие на защиту.

Читайте также
АП г. Москвы напомнила о необходимости адвоката получать согласие подзащитного на защиту
Представлен обзор дисциплинарной практики палаты по вопросам, связанным с заключением соглашений на защиту третьего лица
11 августа 2020 Новости

К сожалению, описанным образом – без согласия обвиняемого, а порой непосредственно вопреки его воле – отдельные коллеги действуют не в силу непонимания, а с прямым умыслом, полагая, что пробелы в нормативном регулировании допускают подобные действия. Это, собственно, и произошло в ситуации, рассмотренной Советом АПГМ.

Кроме того, на практике довольно часто возникает вопрос о допустимости передачи материалов, собранных адвокатом, лицам, которые заключили соглашение о защите обвиняемого и требуют отчет о проделанной работе.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение описанной проблемы Советом ФПА и дача разъяснений, аналогичных Разъяснению № 12 Совета АПГМ, которые будут обязательны для всех адвокатов, а не только для членов АП г. Москвы.

Возвращаясь к рассматриваемому дисциплинарному производству, в заключение отмечу, что адвокат, в отношении которого рассматривался дисциплинарный материал, четыре раза менял позицию относительно обстоятельств принятия поручения на подготовку и подачу в интересах Х. апелляционной жалобы. Совет палаты справедливо расценил такое поведение как свидетельство отсутствия осознания адвокатом тяжести совершенного проступка. От себя добавлю, что, наверное, дисциплинарное производство – это не то место, где нужно выдумывать версии. Профессиональный уровень членов органов управления профессионального сообщества позволяет достоверно установить значимые обстоятельства и «отделить зерна от плевел», поэтому, участвуя в дисциплинарном производстве в любом качестве, следует в первую очередь помнить об уважении к корпорации.


1 Утверждено Решением Совета АП г. Москвы 27 июня 2019 г. (Протокол № 8).

Рассказать:
Другие мнения
Загайнов Дмитрий
Загайнов Дмитрий
Адвокат АП Свердловской области, партнер INTELLECT, Почетный адвокат России
Соглашение между адвокатом и доверителем как договор
Стандарты адвокатской деятельности
Разграничение понятий «соглашение» и «договор» очень условно
30 июля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнёры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Обращение к уполномоченному по защите прав предпринимателей: избирательный механизм
Методика адвокатской деятельности
Ситуации, когда эксперты не рекомендуют использование института бизнес-омбудсмена
30 июля 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, канд. филос. наук, доцент, общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области
Важный элемент защиты
Методика адвокатской деятельности
Обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей как инструмент защиты по уголовному делу
30 июля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
В описанных в статье обстоятельствах наиболее разумный способ формализации отношений – заключение соглашения на защиту доверителя с третьим лицом
Стандарты адвокатской деятельности
Несоответствие соглашения нормам законодательства об адвокатской деятельности не означает его недействительность с точки зрения гражданского права
30 июля 2024
Зайцев Владимир
Зайцев Владимир
Адвокат АП Алтайского края, председатель Первой коллегии адвокатов Алтайского края
Адвокаты чувствуют, что они «всегда на работе»
Методика адвокатской деятельности
Причины профессионального выгорания, его профилактика и преодоление в составе коллективных адвокатских образований
18 июля 2024
Адвокатура – моя жизнь
Адвокатская деятельность
Автобиографические заметки
18 июля 2024
Яндекс.Метрика