В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) содержатся положения о правомочиях адвоката, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
На вооружении у адвоката есть несколько основных, указанных законодателем в ст. 6 Закона об адвокатуре, механизмов самостоятельного получения и оформления информации, находящихся за пределами процессуальных производств по конкретному делу.
Из числа таковых обратим внимание на действия, направленные на сбор и получение информации, необходимой для оказания правовой помощи. Адвокат вправе:
1. Собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 Закона об адвокатуре. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;
2. Опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
3. Собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ.
Добытые адвокатом сведения требуют закрепления (фиксации) в соответствующей форме (печатной, электронной, с помощью технических средств и т.д.) для последующего представления в компетентные органы, организации либо суд.
Полученные сведения приобретают особую важность, поскольку впоследствии могут использоваться в качестве доказательств по делу.
На мой взгляд, в современных условиях необходимо ввести право составления протокола адвокатского осмотра в качестве дополнительного механизма фиксации и получения информации.
Мной предпринимались попытки внедрения подобных механизмов защиты прав доверителей с последующим использованием полученных результатов осмотра (протокола осмотра) в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Однако для более эффективного использования данного механизма получения (сбора) информации необходимо законодательное закрепление данной процедуры.
Существо предлагаемого действия (адвокатского осмотра) заключается в следующем: адвокат (адвокаты) посредством личного участия с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей (понятых, представителей общественности и пр.), с помощью средств фото- и видеофиксации производит те или иные действия, направленные на осмотр и фиксацию обстоятельств, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
Полученные при проведении осмотра, фото- и видеофиксации результаты затем приобщаются к материалам адвокатского осмотра в форме соответствующих носителей информации. При этом лицам, принимающим участие в адвокатском осмотре, разъясняется возможность занесения (приобщения документов) в протокол осмотра их замечаний и дополнений по существу проводимого действия.
Результат адвокатского осмотра закрепляется путем составления документа (протокола адвокатского осмотра) в присутствии лиц, принимавших участие в производстве данного действия, с их последующим ознакомлением с документом и удостоверением подписью.
Следует обратить внимание на предусмотренные законодательством РФ правомочия отдельных органов и лиц, аналогичные предлагаемому нововведению.
В частности, механизм сбора доказательств, применяемый нотариусами, содержится в положениях ст. 102, 103 Федерального закона «Основы законодательства о нотариате».
Процедура осмотра и исследования доказательств судом в гражданском судопроизводстве закреплена в ст. 58, 75 Гражданского процессуального кодекса РФ, арбитражным судом – в ст. 78, 79 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследование и осмотр доказательств при производстве по административным делам предусмотрены ст. 74 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При этом проведение адвокатского осмотра не допускается в случаях, когда это прямо предусмотрено процессуальным законодательством РФ. К ним следует отнести составление протокола осмотра места происшествия при производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 27.8, 28.1.1 КоАП РФ), по уголовным делам (ст. 180 УПК РФ).
В уголовном судопроизводстве возможность самостоятельного сбора адвокатом доказательств сводится к представлению документов и предметов, опросу лиц с их согласия, представлению справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций. Думается, формулировка «собирать доказательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”» будет удобна и стороне защиты, и представителю потерпевшего.
Возможность использования полученных в результате адвокатского осмотра сведений в качестве доказательств, в случае законодательного закрепления данной процедуры, согласуется с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
В ст. 55 ГПК РФ также указано на то, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Изложенное доказывает необходимость внесения новеллы об адвокатском осмотре в виде новой ст. 6.2 Закона об адвокатуре.
Формулировка нормы может быть следующей:
«Адвокатский осмотр»
1. Адвокат вправе посредством своего личного участия проводить осмотр и исследование обстоятельств, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. При проведении адвокатского осмотра допускается: участие экспертов, специалистов, переводчиков, адвокатов и иных лиц, использование фото-, видео- и аудиофиксации проводимого действия.
3. По результатам адвокатского осмотра составляется протокол осмотра с описанием проводимого действия. Лицам, принимающим участие в адвокатском осмотре, разъясняется возможность занесения в протокол их замечаний и дополнений по существу проводимого действия. Протокол осмотра подписывается всеми лицами, принимавшими участие в производстве осмотра.
4. Не допускается проведение адвокатского осмотра в случаях, когда право проведения осмотра принадлежит должностным лицам органов государства, органам местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации, а также в случаях, когда существует реальная угроза жизни и здоровью лиц, принимающих участие в производстве осмотра.
5. Протокол адвокатского осмотра может быть признан доказательством в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Требования к форме и порядку оформления адвокатского осмотра могут быть утверждены федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами власти».
Кроме того, целесообразно п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре дополнить новым подп. 3.1: «Адвокат вправе проводить осмотр и фиксацию обстоятельств, необходимых для оказания юридической помощи, в порядке, предусмотренном ст. 6.2 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”».
Введение адвокатского осмотра расширит возможности защиты прав доверителей, благоприятно скажется на объеме и видах оказания квалифицированной юридической помощи.