×
Хабинский Михаил
Хабинский Михаил
Генеральный директор юридической компании ООО «Протектор», член Ассоциации юристов России

Рынок юридических услуг в России демонстрирует динамичное развитие, особенно в условиях меняющейся экономической и правовой среды. По данным исследований крупнейших аналитических компаний, собранным за период с января по май 2024 г.1, объем этого сегмента составил 12 млрд руб., что на 12% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. Наиболее активный рост наблюдается в крупных городах, и безусловный лидер – Москва, где наблюдаются самые высокие запросы на юридическое сопровождение. Второе место занимает Санкт-Петербург, активно наращивая объемы платных юруслуг.

Согласно информации Росстата в ноябре 2023 г. объем платных юридических услуг населению в Санкт-Петербурге достиг 821 655,2 тыс. руб., в то время как в Москве этот показатель составил 2 200 471,4 тыс. руб. Эти показатели свидетельствуют о стабильной востребованности юруслуг и их высокой значимости для граждан и организаций.

В то же время за последние несколько лет произошли заметные изменения в потребностях клиентов, что во многом связано с глобальными и локальными вызовами. Так, в 2022 г. в условиях ухода ряда западных компаний с российского рынка, введения санкций и изменений в законодательстве2 значительно возросла потребность в юридическом сопровождении, особенно в корпоративном сегменте. К юристам все чаще обращаются с запросами на помощь в судебных разбирательствах с иностранными компаниями, требующими согласования сделок с правительственной комиссией, а также по вопросам валютного регулирования и логистики.

Рассмотрим ключевые аспекты, имеющие в настоящее время наибольшее значение для потребителей, которые стоит учесть юристам и юридическим фирмам.

Во-первых, увеличение спроса на прозрачность и честность.

Современные клиенты ожидают большей ясности в том, за что они платят. В результате проведенных исследований становится очевидным, что многие потребители активнее интересуются деталями тарифов и услуг, которые они получают. Это связано не только с желанием избежать ненужных затрат, но и с растущей недоверчивостью к компаниям. Таким образом, услуги должны быть понятными и доступными для понимания.

Чтобы удовлетворить эти запросы, юридическим компаниям следует внедрять открытые ценовые политики, чтобы клиенты заранее знали, какие расходы их ожидают. Четкие объяснения характера услуг и условий сотрудничества не только повысят уровень доверия, но и улучшат клиентский опыт.

Во-вторых, цифровизация и доступность услуг.

Пандемия COVID-19 усилила тренд на цифровизацию, что открыло новые горизонты для предоставления юруслуг. Все больше клиентов предпочитают обращение к юристам посредством онлайн-формата: консультации по видеосвязи, использование чат-ботов для первых консультаций или получения информации об услугах. Это изменяет ожидания клиентов относительно скорости реакции юристов и доступности профессиональной помощи.

Чтобы соответствовать этим ожиданиям, юридическим фирмам важно развивать цифровые платформы, которые позволяли бы легко и оперативно получать необходимые услуги. Например, создание удобных онлайн-сервисов, где можно записаться на консультацию или получить ответы на возникающие вопросы, поможет значительно улучшить клиентский сервис и увеличить лояльность клиентов.

В-третьих, индивидуальный подход и персонализация.

Практика также показывает возрастающую потребность клиентов в индивидуальных решениях, что значительно отличается от традиционного подхода, основанного на предложении «стандартных» пакетов услуг. Каждая компания уникальна, поэтому глубокое понимание специфики бизнеса клиента позволит предложить действительно эффективные и целенаправленные решения.

В данном контексте развитие гибкости в предоставлении услуг становится приоритетом, поэтому юридическим фирмам стоит, на мой взгляд, стремиться к тому, чтобы адаптировать свои предложения с учетом не только отраслевых особенностей, но и индивидуальных запросов клиентов.

В-четвертых, внедрение новых технологий.

Современные юридические фирмы все чаще используют искусственный интеллект для автоматизации рутинных задач – в частности, для анализа документов, создания юридических заключений и сопровождения сделок. Например, ИИ может быстро «просматривать» большое количество контрактов, выделяя ключевые условия и риски, которые могли бы потребовать дополнительного внимания, что, в свою очередь, экономит время юриста и повышает точность его работы.

Так, некоторые юридические компании уже добились успеха во внедрении технологий с использованием ИИ. Например, специальные платформы позволяют юристам быстрее находить нужные прецеденты и правовые нормы, обеспечивая оперативное и точное предоставление услуг клиентам.

Для успешного внедрения новых технологий в практику юридических компаний представляется целесообразным:

  • оценить текущие процессы: провести аудит бизнес-процессов, определив области, где применение информационных технологий представляется наиболее выгодным;
  • постепенное внедрение: начинать стоит с небольших пилотных проектов, чтобы протестировать новые технологии и получить обратную связь от пользователей;
  • соблюдение этических норм: важно убедиться, что внедрение технологий соответствует этическим стандартам и профессиональным требованиям юридической практики.

Упростить взаимодействие с клиентами можно следующим образом:

  • упрощение документации: создание стандартизированных форм, которые могут быть быстро заполнены клиентами, минимизировав таким образом необходимость в сложных юридических терминах;
  • электронный документооборот: использование электронных подписей и систем для обмена документами значительно ускоряет процесс;
  • простая и доступная коммуникация: внедрение простых каналов для связи с юристами (к примеру, мессенджеры или чаты на сайте юрфирмы);
  • использование шаблонов документов: разработка готовых шаблонов для различных юридических услуг, которые клиенты могут использовать самостоятельно;
  • «часто задаваемые вопросы»: создание раздела на сайте с ответами на наиболее распространенные вопросы поможет сократить количество типичных запросов к юристам;
  • обратная связь: регулярное получение отзывов от клиентов поможет выявить «узкие места» в процессах и найти пути их улучшения.

В заключение добавлю, что юридические компании, которые готовы пересмотреть свои стратегии, внедрить новые технологии и улучшить клиентский опыт, предвосхищая запросы клиентов и предлагая решения, соответствующие их ожиданиям, смогут не только сохранить конкурентоспособность, но и занять лидирующие позиции в динамично меняющейся среде.


1 Данный тезис приведен на основании комплексного анализа ряда исследований, прогнозов и заявлений. В частности, выводов юридического сервиса СберПраво, исследования онлайн-школы Moscow Digital School и маркетинга MAED, оценки BusinesStat, а также обсуждений в рамках ПМЮФ-2024.

2 Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассказать:
Другие мнения
Елуферьева Мария
Елуферьева Мария
Консультант по построению юридического бизнеса
Не допустить профессионального «выгорания»
Юридический рынок
Способы нематериальной мотивации сотрудников юридических департаментов
16 августа 2024
Артамонов Николай
Артамонов Николай
Основатель агентства «Отличности»
Особенности брендинга юридической компании
Юридический рынок
Ключевые этапы формирования и поддержания бренда
26 июля 2024
Изварина Мария
Изварина Мария
Юрист, основатель и генеральный директор Тендерного агентства «Концепт»
Перспективы рынка юридических услуг в сфере тендерного сопровождения
Юридический рынок
Какими могут быть последствия ограничения доступа к данным по закупкам
26 сентября 2022
Шварц Ольга
Шварц Ольга
Советник ФПА РФ, консультант Московского офиса Всемирного банка, к.ю.н.
Маркетинг адвокатской деятельности: зарубежный опыт и возможность его применения в России
Юридический рынок
Как повысить роль личного бренда
02 августа 2022
Дорошенко Мария
О новых возможностях правовой коммуникации
Юридический рынок
Сделать документ доступнее для адресата помогает юридический дизайн
15 октября 2021
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 июля 2020
Яндекс.Метрика