×
Арих Андрей
Арих Андрей
Специалист по юридическому маркетингу и пиару, управляющий партнер The Reputation & The Publicity
Для начала попробуем сформулировать хотя бы некоторые очевидные преимущества соцсетей для юристов и адвокатов.

Соцсеть – это:
– идеальный способ доставки новостей – оперативно, эффективно и непринужденно; вероятность достучаться до клиента в соцсети в десятки раз выше;
– возможность мгновенно донести необходимую информацию до широкой (а иногда безграничной) аудитории, в том числе для СМИ;
– user friendly для продвинутых и современных пользователей;
– важный фактор для формирования безупречного имиджа, показатель открытости, прозрачности, готовности к сотрудничеству: если компания открыта к общению, к ней повышается порог доверия, причем интерес к соцсети у общественности больше, чем к сайту – сухому и черствому, набившему оскомину;
– источник малозатратного и оперативного трафика на сайт;
– больше свободы (бдительно!) – меньше официоза;
– широкие возможности распространения информации, репостов, рассылок, рекламы, распространения по группам, сообществам, страницам и т.д. для увеличения охвата и вовлеченности;
– элементарный выход на зарубежную аудиторию;
– прямой личный контакт с клиентом, постоянная обратная связь;
– создание, анонсирование мероприятий, приглашение и учет гостей, распространение информации о предстоящем событии с возможностью интеграции в календарь, установка напоминания, распространение через группы, сообщества, коллег, друзей и знакомых;
– прямой эфир – прямо из зала конференции или с вручения адвокатской премии, все важные события останутся на память.

Опасности соцмедиа для юристов
При всех преимуществах в соцсетях сохраняются и риски, причем таковых достаточно много. Соцмедиа – среда очень агрессивная, и юристы должны быть готовы к разным вариантам развития событий. Продвижение в соцмедиа сродни хождению по минному полю: необходимо проявлять осторожность, бдительность, внимательность и предусмотрительность. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» – кажется, эту пословицу придумали про юристов в соцсетях.

Самая распространенная ошибка заключается в том, что, попадая в соцсети, адвокаты забывают, что находятся в публичном пространстве, где от них требуется такое же соблюдение правил и этических норм, как и, например, в судебном процессе. Посты и комментарии могут размещаться дома в одиночестве, а прочитает их огромное количество людей. Ни в коем случае нельзя терять связь с реальностью. Необходимо всегда думать о возможных последствиях! Самый легкий способ проверить, насколько уместно то или иное мнение или суждение, – попробовать понять, сможете ли вы сказать то, что написали, перед полным залом вслух и будет ли это противоречить нормам профессиональной этики. Если что-то вызывает сомнение, то лучше оставьте это при себе, ведь охват соцсети намного больше любого зала, и репутационные риски намного выше.

Многие, наверное, помнят про нашумевшие события, когда сотрудники лишались своих мест за необдуманные поступки в соцсетях. Например, неприличный жест стюардессы в самолете, селфи медработника с пациентом, купание в чане на сырном заводе, нацистский жест в рекламе «Это Билайн, детка!»… Все случаи закончились увольнением. А сколько их в общей сложности? Счет идет уже на сотни, если не на тысячи!

Были прецеденты и в юриспруденции…

За публикацию фото горящей мечети с надписью «В мире можно бесконечно смотреть на три вещи: как течет вода, как мерцают звезды и как горит мечеть» лишили статуса судью Ивана Вершинина из райсуда Удмуртии. Верховный Суд РФ, рассматривавший дело в июле этого года, решил, что мера взыскания правильная.

Аналогичное наказание Краснодарский краевой суд применил к судье Белоглинского районного суда Краснодарского края Ирине Парфеновой. Судья разместила в «Одноклассниках» фото, где сидит в кабинете, похожем на рабочий, закинув ноги на стол. «Я, конечно, не совершенство, но шедевр еще тот!» – гласила подпись под фотографией. Решение краевой квалификационной коллегии устояло в ВС РФ.

Судейской должности из-за неоднозначного поведения в соцсетях можно не только лишиться – ее можно просто не заслужить. Так произошло с Виктором Мокрушиным, который хотел попасть на работу в Арбитражный суд Крыма. Помешали Мокрушину фотографии из «ВКонтакте», на которых он на капустнике изобразил «подвыпившего полуобнаженного пирата с подбитым глазом». ВС РФ отказ ВККС в рекомендации на должность поддержал1.

Важно понимать, что, приобретая статус адвоката, юрист становится частью корпорации с более чем 150-летней историей, принимает ее Кодекс, традиции, нормы поведения. Таким образом, адвокат представляет профессиональное сообщество, которое сегодня насчитывает более 70 тысяч человек по всей стране, и каждая допущенная адвокатом ошибка бросает тень не только на его собственную репутацию, но и на корпорацию в целом. Необходимо всегда помнить о Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», о Кодексе профессиональной этики адвоката и о Правилах поведения в сети «Интернет», которые были приняты Советом ФПА РФ 28 сентября 2016 г.

На протяжении более чем 10 лет (с 2006 г.) существовала потребность сформировать для адвокатов четкие ориентиры, которыми следует руководствоваться в интернете, потому что, находясь в сети, многие забывают, что действие правил профессии распространяется на их поведение не только в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, но и в любой публичной среде. Это наконец произошло.

Хронология событий
– Поворотный момент – круглый стол ФПА РФ в апреле 2016 г., посвященный поведению адвокатов в социальных сетях и блогосфере (не только адвокаты, но и юристы).
– Рабочая группа ФПА РФ по подготовке документа, регулирующего поведение адвокатов в сети «Интернет», в составе Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (образована в апреле 2015 г.).
– Проект разослан весной 2016 г. по адвокатским палатам, доработан с учетом поступивших оттуда замечаний и предложений, одобрен КЭС ФПА РФ 27 сентября 2016 г. и утвержден Советом ФПА РФ 28 сентября 2016 г.

Правила поведения адвокатов в сети «Интернет»
– Не содержат принципиально новых положений. Документ преобразует нормы, закрепленные в Кодексе профессиональной этики адвоката, применительно к такой специфичной среде, как сеть «Интернет» (тоже публичная сфера!). В частности, ст. 4 Кодекса обязывает адвокатов при всех обстоятельствах сохранять честь и достоинство, присущие их профессии.
– Соблюдают баланс между конституционными правами, которыми адвокат обладает как гражданин, и профессиональными ограничениями, налагаемыми с момента получения адвокатского статуса.
– Подлежат исполнению с момента принятия присяги.

Как только Правила были доведены до всех адвокатов и адвокатских образований, с критикой выступили скептики, которые усмотрели в них ущемление прав адвокатов, дарованных им на общих основаниях как гражданам Конституцией РФ. Однако, по мнению ФПА РФ, не следует рассматривать Правила как документ, создающий новые основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Адвокатские палаты не будут специально контролировать ведение адвокатами страниц в социальных сетях или предписывать разделение профилей на профессиональные и частные – адвокаты должны самостоятельно соизмерять свое поведение с теми нормами Кодекса, которые действуют в публичном пространстве.

Говоря об опасностях в соцмедиа, я бы четко отделял реальные риски, перечисленные выше, от распространенных мифов и предрассудков, продиктованных тем, что юридический бизнес в России – ультраконсервативная среда, и в ней большинство «старообрядцев» исторически долго адаптируются к современным реалиям.

Мифы о соцмедиа, распространенные среди юристов
«…Это девальвация бренда». Премиальные бренды, продвигающиеся в соцсетях, так не считают!
«…Это не бутиково, массовый сегмент, очень дешево». А вы хотите «…недоступно, не для вас и очень дорого»?
«Это подходит для b2c, но не для b2b». Работайте над полезным органическим контентом, и к вам потянется в том числе бизнес!

Любопытное исследование провели в Великобритании в 2014 г.2 Выяснилось, что английские юристы больше всего боятся в соцмедиа:
– нарушения конфиденциальности – 63%;
– халатности недовольного сотрудника – 39%;
– преждевременной утечки внутрикорпоративной информации – 36%;
– толкования публикаций в качестве совета юриста – 28%;
– введения в заблуждение и искажения фактов – 28%;
– дискриминирующих комментариев сотрудника – 24%;
– раскрытия сотрудником неуместной личной информации – 23%;
– диффамации – 20%;
– взлома аккаунта – 19%;
– негативных комментариев пользователей – 19%;
– нарушения прав интеллектуальной собственности – 18%;
– понижения производительности труда – 11%.

Если говорить про фобии российских юристов, то так же, как и в Великобритании, в России больше всего опасаются возможного нарушения конфиденциальности при общении в соцсетях. Кроме того, в числе лидеров среди россиян «негативные комментарии и диффамация» (агрессивная социальная среда), «халатность и непрофессионализм администратора» (ошибки, безграмотность, некомпетентность, ляпы и недоразумения) и «взлом аккаунта».

Контент и еще раз контент
Особенно тщательное внимание необходимо уделять содержанию – больше полезного органического контента! И упаси боже поручать ведение социального аккаунта SMM-менеджеру, далекому от юриспруденции. Эффект будет прямо противоположным! Все самые удачные примеры эффективных социальных аккаунтов на российском рынке юридических услуг свидетельствуют о том, что страницы ведутся только своими силами, аккуратно, со знанием дела и исключительно информативно.

Если кратко, то не допускается:
– впаривать;
– рекламировать;
– спамить.

Приветствуется:
– больше полезного бесплатного контента;
– вебинары, прямые эфиры;
– алерты, обзоры, аналитика;
– тематические новости;
– частная жизнь компании, инсайд – для разрушения барьеров.

Выражайте свои мысли лаконично, но информативно, по существу, используйте мультимедиаматериалы – фото, видео, инфографику, постеры, мемы, мотиваторы (но в разумных пределах и так, чтобы не было потом стыдно). Помните, никто не будет делиться одним текстом!

Еще несколько актуальных рекомендаций
– Воздерживаться от политических комментариев и призывов.
– Не употреблять нецензурную лексику и резкие высказывания.

– Внимательнее относиться к контенту на страницах своего [личного] профиля.
– Быть аккуратнее с личными фотографиями.

– Помнить о компании, которую представляешь3.

Учтите: каждый юрист и адвокат – амбассадор своего собственного или корпоративного бренда, часть имиджа компании для остальных!

Обратите внимание на аккаунты  «Интеллект-С», «Группа правовых компаний»«КИАП», адвокатское бюроNektorov, Saveliev & Partners, Law Firm, Pepeliaev Group. Найдете там много интересного и полезного. С коллег приятно брать пример.

В качестве заключения
Соцсети стали лучшим способом доставки новостей. Теперь они ненавязчиво, гармонично интегрируются в ленту «по интересам», исходя из предпочтений, круга знакомств, подписок – таким образом, вы получаете максимально релевантную аудиторию. Особенно это актуально, когда директ вымирает или запутывается в спам-фильтрах, а холодные звонки и прямая реклама вызывают раздражение. Многие возразят, что ни один из вышеназванных способов никогда не воспринимался юрбизнесом всерьез, и с этим трудно поспорить. Однако также очевидно, что почти в упор не видеть своих потенциальных клиентов там, где они часто проводят свое свободное и рабочее время, – разновидность «деловой близорукости».

Соцсеть разрушает барьеры между консультантом и клиентом, адвокатом и доверителем, повышает лояльность и доверие, и это ключевые показатели готовности к сотрудничеству. Для наглядности я бы предложил сравнить эффект, например, от попытки установить контакт с желанным гостем конференции вопросом из зала в президиум и общением тет-а-тет с бокалом вина в перерыве, в более расслабленной, неформальной и непринужденной обстановке. Второй вариант – как раз про соцсети, но главное – «не напиться» и вести себя прилично.

О возрастающей актуальности соцсетей также косвенно свидетельствует принятие ФПА РФ несколько месяцев назад Правил поведения адвокатов в сети «Интернет». Кроме того, со дня на день будет запущена отдельная соцсеть «для лучших из лучших» – Chambers Connect. Также показательно, что уже не первый месяц в России идет активное обсуждение профстандарта SMM, ведь до сих пор все специалисты на российском рынке были «самоучками», а с профстандартом появятся профессионалы с высшим образованием!

Ну и, отвечая самим себе на вопрос, нужно ли вам открывать представительства в соцсетях, задумайтесь прежде всего, сколько раз в день лично вы и ваше ближайшее окружение заходите в соцсеть (например, FB) – в поисках информации, людей, в процессе ознакомления с поступившими уведомлениями, во время общения, отдыха и т.д. Будете ли вы так же часто заходить на сайт? Конечно же, нет.

В наш век высоких технологий и развития интернета совсем скоро мы придем к тому, что если у человека нет профиля в соцсетях, то его не существует для общества. Аналогичная ситуация в ближайшем будущем нас ждет и в бизнесе. Нет профиля – нет компании. Как тут не вспомнить знаменитое высказывание Билла Гейтса: «Если сейчас ваш бизнес вне интернета – значит, у вас нет бизнеса». Замените слово «бизнес» на «практику» – и получите цитату, целиком и полностью применимую к адвокатам.

Об исследовании уровня активности российского юридического бизнеса в социальных сетях как доказательстве необходимости такого продвижения читайте в предыдущей статье автора «Юристы попали в сети».


1https://pravo.ru/story/view/121878/
2http://legalinsight.ru/wp-content/uploads/2015/11/LI_08_2014_verenko.pdf
3https://pravo.ru/story/view/121878/

Рассказать:
Яндекс.Метрика