Социальные сети в России переживают фантастическую популярность, и на сегодняшний день в них скрывается огромный потенциал для продвижения и поиска клиентов. Ежедневно социальные аккаунты посещают десятки миллионов наших соотечественников, среди которых есть ваши доверители.
Как использовать все возможности соцмедиа и достигнуть баланса между публичностью, открытостью, с одной стороны, и профессиональной этикой, адвокатской тайной – с другой? Как остаться в тренде и не навредить своей репутации?
Три кита актуальности
Соцсети – это относительно новая и очень перспективная «среда обитания» для юридических компаний, адвокатских образований, частнопрактикующих юристов и адвокатов, ориентированных как на b2c, так и на b2b.
Конечно, соцсетями мы пользуемся давно, но только сейчас игнорирование этого канала продвижения стало равносильно проигрышу.
Ежемесячно во всемирную паутину в России выходят более 70 млн человек – это более 50% населения страны, – из которых соцсети посещают более 90%. На сегодняшний день они опережают по показателям популярности сайты крупнейших СМИ, включая информагентства, – и по количеству посетителей, и по количеству инфоповодов, и по индексу цитируемости.
Пробовал ли кто-нибудь из вас хоть раз сосчитать, сколько раз в день лично вы заходите к себе на странички? Социологи провели исследование и обнаружили, что средний показатель в развитых странах мира – 13,8 раза в течение рабочего дня. Будут ли ваши клиенты заходить к вам на сайт 13,8 раза в день?..
По данным Brand Analytics, каждый день в социальных сетях появляется порядка 30 млн новых сообщений (350 постов в секунду!) и 35 млн человек оставляют хотя бы одно публичное сообщение в месяц. Отвечая на вопрос, нужно ли вам позиционирование в соцмедиа, для начала подумайте: есть ли среди этих десятков миллионов пользователей ваши потенциальные клиенты и доверители? Лично для меня ответ очевиден.
Сегодня в соцсетях знакомятся, общаются, делятся, обсуждают, создают, самореализуются, учатся, развиваются, слушают музыку, играют, смотрят видео, получают новости, черпают информацию, поддерживают актуальные контакты и многое другое. По сути, социальные аккаунты заменяют собой весь интернет. Такая универсализация соцсетей привела к тому, что более 90% пользователей Рунета обращаются к ним постоянно.
На мой взгляд, фантастическая актуальность соцсетей не только для праздных зевак, но и для бизнеса зиждется на трех китах: информация, коммуникация и позиционирование.
Во-первых, в соцсетях мы можем найти любую необходимую нам информацию: сеть сама анализирует список контактов, подписок, проводит семантический анализ запросов и настраивает релевантную выдачу – таким образом, мы получаем самые интересные и подходящие нам материалы; хештеги также помогают ориентироваться в большом потоке информации; мы можем подписываться на тематические группы, сообщества, новостные каналы, страницы, настраивать уведомления так, как посчитаем нужным, использовать инструменты индивидуализации.
Во-вторых, сеть предоставляет нам возможность оперативной и удобной коммуникации, обмена мгновенными сообщениями (текст, аудио, видео), бесплатными звонками, файлами, геопозицией; здесь содержится база всех необходимых контактов с историями переписок, удобной сортировкой, поиском и хранением, возможностью отслеживать важные события, ставить напоминания и др. – это настоящий многофункциональный мессенджер-органайзер, без которого немыслима современная жизнь.
Наконец, в-третьих, сеть предоставляет возможность позиционирования, «людей поглядеть и себя показать»: нетворкинг, продвижение, реклама, широкие возможности для SMM, бизнес-страниц и деловых аккаунтов, статистика и аналитика…
Думаю, игра стоит свеч. И если вы по-прежнему размышляете, открывать представительство в социальных сетях или нет, то напрасно теряете свое время и упускаете раскрывшиеся перед вами возможности. Сегодня юристам глупо игнорировать соцсети – это путь в никуда. SMM становится неотъемлемой частью коммуникационной стратегии. По сути, соцмедиа – это и есть коммуникация, «связи с общественностью» в чистом виде, и теперь эта коммуникация никогда не будет прежней.
Российский юридический бизнес ощутил эти преимущества только недавно, потому что еще три года назад свои представительства в соцсетях имели менее 50% юридических компаний, работающих на территории России. Сегодня ситуация кардинально изменилась.
Посмотрим на хронологию появления отечественного юридического бизнеса в соцсетях, используя в качестве отправных точек те годы, когда публиковались рейтинги, оценивающие ту или иную PR-активность российских юридических компаний.
Российский юридический бизнес в соцмедиа: хронология событий
2008 г. Рейтинг «Право.Ru» по степени открытости предоставляемой информации (основной критерий оценки PR-активности – контент сайта): в России в соцсетях никого, даже корпоративные сайты есть далеко не у всех.
2011 г. Рейтинг РАПСИ по медийности (основной критерий оценки PR-активности – количество упоминаний в «Яндекс.Новостях»): в соцсети приходят крупные ILF со страницами головных офисов на английском языке и считаные RULF («КИАП» – 2010 г., «Интеллект-С» – 2011 г.).
2013 г. Рейтинг клуба «Мой юрист» по уровню активности в Facebook: не более 50% RULF и ILF ведут бизнес-страницы (лидеры среди RULF: «Интеллект-С» – более 1000 подписчиков и периодичность обновления примерно три раза в неделю, «КИАП» – около 500 подписчиков и обновление один раз в неделю).
2017 г.Более 80% RULF и ILF ведут бизнес-страницы в Facebook – продолжение следует…
Три года назад в исследовании клуба «Мой юрист» был зафиксирован рост активности юрфирм в Facebook, по сравнению с 2012 г. Аудитория бизнес-страниц ILFов была примерно в десять раз объемнее RULFов, а у большинства RULFов вовсе не было страниц в соцсетях. На ранней стадии в лидеры среди RULFов по объему аудитории выбилась компания «Интеллект-С» (удерживающая пальму первенства до сих пор), прирост аудитории которой за год составлял более 30%. На втором месте – «КИАП», на третьем – «Муранов, Черняков и партнеры», а на четвертом и пятом – «Пепеляев Групп» и «Гольцблат БЛП». В 2013 г. вопрос о пользе активности юрфирм в Facebook все еще оставался открытым, но сегодня сомнений быть не должно.
К слову, в США в 2012 г., когда у нас только начиналась активность в соцмедиа, уже 55% юридических компаний вели бизнес-страницы в одной из соцсетей. В 2011 г. речь шла о 42% респондентов, а в 2010 г. – всего о 17%. Как видите, по статистике пользователей, отставание от западных стран не настолько критично, но если сравнить показатели конверсии пользователей в клиентов, то становится понятно, какой ресурс мы имеем, если научимся им грамотно пользоваться.
В отличие от России, за рубежом на соцсетях юристы уже научились зарабатывать. Например, в Великобритании в 2014 г. было проведено исследование, в результате которого выявили, что 48% опрошенных юридических фирм получили новые заказы через LinkedIn, 38% – через Twitter и корпоративный сайт компании. То есть – внимание (!) – конверсия из социальной сети в Великобритании уже в 2014 г. была выше, чем с корпоративного сайта! Вот к чему надо стремиться…
Среди наиболее важных для поиска сотрудников соцсетей – снова LinkedIn (40% считают очень важным), что практически соответствует показателю корпоративного сайта, а Twitter и Facebook значительно отстают – 16% и 15% соответственно.
А пока представляем вашему вниманию таблицу, иллюстрирующую текущее положение дел в стане лидеров в России.
Выводы и закономерности на основе анализа топ-50
– Пять лет назад не более 10–15% юридических компаний в России, сегодня – более 80%.
– Участники «рейтинга симпатий» «Право.Ru» на 100% в соцсетях.
– Лидеры рейтинга «Мой юрист» (2013 г.) по-прежнему в топе и сегодня.
– За три года прирост аудитории не столь значительный: честная игра, без ботов, офферов и фейковых подписчиков.
– Лидеры не пользуются услугами внешних консультантов для SMM, ставка на собственный органический контент(NB! В «Яндекс.Каталоге» «Пепеляев Групп» / «Налоговед» и «Конкуренция и право» / «ЕПАМ», «Интеллект-С» / «Интеллект-Пресс» / «Городисский и партнеры», «Клифф», «Князев и партнеры» и др. – показатель доли органического контента).
– Facebook и Twitter, а также LinkedIn до закрытия в России – самые популярные среди бизнеса, их используют большинство юридических компаний; «ВКонтакте» – частично оправдано тем, что данная сеть крупнейшая в России; Google+ – не оправдано.
– Лидеры начали использовать Instagram и / или YouTube – отличные возможности для мультимедиа, видео (очень популярно!), исключение – «Муранов, Черняков и партнеры» – выбрали Foursquare (?).
– Никто не использует «Одноклассники», «Мой мир», «Мир тесен» и др. – абсолютно закономерно.
– Обратите внимание: «ЮСТ» (ЖЖ, RSS), «Олевинский, Буюкян и партнеры» («Блоги.Право.Ru», «Закон.Ру» – тоже «соцмедиа»).
– Ближайший тренд: Telegram?.. (Подписка на инфоканалы, группы, рассылка, чатботы и др.) Альтернатива дорогим мобильным приложениям!
Вместо заключения
Если сравнить «рейтинг симпатий» «Право-300» со списком наиболее активных в соцмедиа компаний, то вы обнаружите поразительное сходство. Чувство симпатии к команде как раз и возникает благодаря грамотно выстроенной коммуникационной стратегии, тщательной работе над внешним имиджем и репутацией, правильной расстановке акцентов и заботе о деталях. Разумеется, для репутации юридической компании в первую очередь важны успешный опыт, профессионализм, компетенция юристов и адвокатов, а также уровень их клиентоориентированности, но PR выступает в роли ракетоносителя достигнутого успеха, выводит компанию на новую орбиту и распространяет славу на более широкую аудиторию.
На рынке существуют отличные команды и частнопрактикующие специалисты, которые превосходно выполняют свою работу, но об этом никто не догадывается. Для того чтобы как можно больше людей прониклись уважением, доверием и почувствовали привязанность к компании, необходимо не только успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, но и правильно преподносить информацию внешнему миру, делиться своими успехами с остальными, создавать вокруг себя благоприятный информационный климат. Положительные отзывы клиентов и коллег по цеху в совокупности с правильной пиар-активностью создают отличный синергетический эффект.
Можно смело утверждать, что «симпатии» не бывает без соцсетей, которые предоставляют возможность более близкого контакта с целевой аудиторией и позволяют получить более четкое представление о компании и конкретном специалисте, приподнять корпоративную вуаль и заглянуть глубже «в душу». В юридическом бизнесе личность адвоката или юриста иногда играет принципиальное значение. Где же узнаешь о незнакомом человеке больше, чем в социальном аккаунте?..
Соцсеть в юриспруденции приобретает больший смысл, чем мы могли себе раньше представить, – несмотря на консерватизм профессии и инертность рынка юруслуг.
Подробнее о возможностях и опасностях соцмедиа для юристов и адвокатов читайте в статье «Юристы попали в сети – 2».
Как использовать все возможности соцмедиа и достигнуть баланса между публичностью, открытостью, с одной стороны, и профессиональной этикой, адвокатской тайной – с другой? Как остаться в тренде и не навредить своей репутации?
Три кита актуальности
Соцсети – это относительно новая и очень перспективная «среда обитания» для юридических компаний, адвокатских образований, частнопрактикующих юристов и адвокатов, ориентированных как на b2c, так и на b2b.
Конечно, соцсетями мы пользуемся давно, но только сейчас игнорирование этого канала продвижения стало равносильно проигрышу.
Ежемесячно во всемирную паутину в России выходят более 70 млн человек – это более 50% населения страны, – из которых соцсети посещают более 90%. На сегодняшний день они опережают по показателям популярности сайты крупнейших СМИ, включая информагентства, – и по количеству посетителей, и по количеству инфоповодов, и по индексу цитируемости.
Пробовал ли кто-нибудь из вас хоть раз сосчитать, сколько раз в день лично вы заходите к себе на странички? Социологи провели исследование и обнаружили, что средний показатель в развитых странах мира – 13,8 раза в течение рабочего дня. Будут ли ваши клиенты заходить к вам на сайт 13,8 раза в день?..
По данным Brand Analytics, каждый день в социальных сетях появляется порядка 30 млн новых сообщений (350 постов в секунду!) и 35 млн человек оставляют хотя бы одно публичное сообщение в месяц. Отвечая на вопрос, нужно ли вам позиционирование в соцмедиа, для начала подумайте: есть ли среди этих десятков миллионов пользователей ваши потенциальные клиенты и доверители? Лично для меня ответ очевиден.
Сегодня в соцсетях знакомятся, общаются, делятся, обсуждают, создают, самореализуются, учатся, развиваются, слушают музыку, играют, смотрят видео, получают новости, черпают информацию, поддерживают актуальные контакты и многое другое. По сути, социальные аккаунты заменяют собой весь интернет. Такая универсализация соцсетей привела к тому, что более 90% пользователей Рунета обращаются к ним постоянно.
На мой взгляд, фантастическая актуальность соцсетей не только для праздных зевак, но и для бизнеса зиждется на трех китах: информация, коммуникация и позиционирование.
Во-первых, в соцсетях мы можем найти любую необходимую нам информацию: сеть сама анализирует список контактов, подписок, проводит семантический анализ запросов и настраивает релевантную выдачу – таким образом, мы получаем самые интересные и подходящие нам материалы; хештеги также помогают ориентироваться в большом потоке информации; мы можем подписываться на тематические группы, сообщества, новостные каналы, страницы, настраивать уведомления так, как посчитаем нужным, использовать инструменты индивидуализации.
Во-вторых, сеть предоставляет нам возможность оперативной и удобной коммуникации, обмена мгновенными сообщениями (текст, аудио, видео), бесплатными звонками, файлами, геопозицией; здесь содержится база всех необходимых контактов с историями переписок, удобной сортировкой, поиском и хранением, возможностью отслеживать важные события, ставить напоминания и др. – это настоящий многофункциональный мессенджер-органайзер, без которого немыслима современная жизнь.
Наконец, в-третьих, сеть предоставляет возможность позиционирования, «людей поглядеть и себя показать»: нетворкинг, продвижение, реклама, широкие возможности для SMM, бизнес-страниц и деловых аккаунтов, статистика и аналитика…
Думаю, игра стоит свеч. И если вы по-прежнему размышляете, открывать представительство в социальных сетях или нет, то напрасно теряете свое время и упускаете раскрывшиеся перед вами возможности. Сегодня юристам глупо игнорировать соцсети – это путь в никуда. SMM становится неотъемлемой частью коммуникационной стратегии. По сути, соцмедиа – это и есть коммуникация, «связи с общественностью» в чистом виде, и теперь эта коммуникация никогда не будет прежней.
Российский юридический бизнес ощутил эти преимущества только недавно, потому что еще три года назад свои представительства в соцсетях имели менее 50% юридических компаний, работающих на территории России. Сегодня ситуация кардинально изменилась.
Посмотрим на хронологию появления отечественного юридического бизнеса в соцсетях, используя в качестве отправных точек те годы, когда публиковались рейтинги, оценивающие ту или иную PR-активность российских юридических компаний.
Российский юридический бизнес в соцмедиа: хронология событий
2008 г. Рейтинг «Право.Ru» по степени открытости предоставляемой информации (основной критерий оценки PR-активности – контент сайта): в России в соцсетях никого, даже корпоративные сайты есть далеко не у всех.
2011 г. Рейтинг РАПСИ по медийности (основной критерий оценки PR-активности – количество упоминаний в «Яндекс.Новостях»): в соцсети приходят крупные ILF со страницами головных офисов на английском языке и считаные RULF («КИАП» – 2010 г., «Интеллект-С» – 2011 г.).
2013 г. Рейтинг клуба «Мой юрист» по уровню активности в Facebook: не более 50% RULF и ILF ведут бизнес-страницы (лидеры среди RULF: «Интеллект-С» – более 1000 подписчиков и периодичность обновления примерно три раза в неделю, «КИАП» – около 500 подписчиков и обновление один раз в неделю).
2017 г.Более 80% RULF и ILF ведут бизнес-страницы в Facebook – продолжение следует…
Три года назад в исследовании клуба «Мой юрист» был зафиксирован рост активности юрфирм в Facebook, по сравнению с 2012 г. Аудитория бизнес-страниц ILFов была примерно в десять раз объемнее RULFов, а у большинства RULFов вовсе не было страниц в соцсетях. На ранней стадии в лидеры среди RULFов по объему аудитории выбилась компания «Интеллект-С» (удерживающая пальму первенства до сих пор), прирост аудитории которой за год составлял более 30%. На втором месте – «КИАП», на третьем – «Муранов, Черняков и партнеры», а на четвертом и пятом – «Пепеляев Групп» и «Гольцблат БЛП». В 2013 г. вопрос о пользе активности юрфирм в Facebook все еще оставался открытым, но сегодня сомнений быть не должно.
К слову, в США в 2012 г., когда у нас только начиналась активность в соцмедиа, уже 55% юридических компаний вели бизнес-страницы в одной из соцсетей. В 2011 г. речь шла о 42% респондентов, а в 2010 г. – всего о 17%. Как видите, по статистике пользователей, отставание от западных стран не настолько критично, но если сравнить показатели конверсии пользователей в клиентов, то становится понятно, какой ресурс мы имеем, если научимся им грамотно пользоваться.
В отличие от России, за рубежом на соцсетях юристы уже научились зарабатывать. Например, в Великобритании в 2014 г. было проведено исследование, в результате которого выявили, что 48% опрошенных юридических фирм получили новые заказы через LinkedIn, 38% – через Twitter и корпоративный сайт компании. То есть – внимание (!) – конверсия из социальной сети в Великобритании уже в 2014 г. была выше, чем с корпоративного сайта! Вот к чему надо стремиться…
Среди наиболее важных для поиска сотрудников соцсетей – снова LinkedIn (40% считают очень важным), что практически соответствует показателю корпоративного сайта, а Twitter и Facebook значительно отстают – 16% и 15% соответственно.
А пока представляем вашему вниманию таблицу, иллюстрирующую текущее положение дел в стане лидеров в России.
Российский юридический бизнес в соцсетях (RULF-«тысячники» в Facebook, I кв. 2017 г.)
|
Компания
|
Facebook
|
Другие аккаунты
|
1
|
«Европейская юридическая служба»
(2013 г. – нет информации) |
4694
https://www.facebook.com/els24.online/ |
+ Twitter
+ YouTube + «ВКонтакте» |
2
|
«Интеллект-С»
(2013 г. – 1136) |
3016
https://www.facebook.com/lawgroup/ |
+ Twitter
+YouTube + «ВКонтакте» |
3
|
«КИАП»
(2013 г. – 410) |
2283
https://www.facebook.com/Kiaplaw/ |
+ Twitter
+ YouTube |
4
|
«Князев и партнеры»
(2013 г. – нет информации) |
2030
https://www.facebook.com/kniazevipartnery/ |
+ Twitter
+ YouTube + «ВКонтакте» |
5
|
«Пепеляев Групп»
(2013 г. – 328) |
1847
https://www.facebook.com/PepeliaevGroup/ |
+ Twitter
+ YouTube |
6
|
«Некторов, Савельев и партнеры»
(2013 г. – 119) |
1499
https://www.facebook.com/Nektorov-Saveliev-Partners-Law-Firm-284181041652797/ |
+ YouTube! |
7
|
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
(2013 г. – 47) |
1482
https://www.facebook.com/EPAMLAW/ |
+ YouTube |
8
|
Goltsblat BLP
(2013 г. – 331) |
1416
https://www.facebook.com/GoltsblatBLP/ |
+ Twitter
+ YouTube |
9
|
«Муранов, Черняков и партнеры»
(2013 г. – 334) |
934
https://www.facebook.com/mchplaw/ |
+ LinkedIn
+ Foursquare |
10
|
«Клифф»
(2013 г. – нет информации) |
820
https://www.facebook.com/CliffLegalService/ |
+ Twitter
+ YouTube + «ВКонтакте» |
Выводы и закономерности на основе анализа топ-50
– Пять лет назад не более 10–15% юридических компаний в России, сегодня – более 80%.
– Участники «рейтинга симпатий» «Право.Ru» на 100% в соцсетях.
– Лидеры рейтинга «Мой юрист» (2013 г.) по-прежнему в топе и сегодня.
– За три года прирост аудитории не столь значительный: честная игра, без ботов, офферов и фейковых подписчиков.
– Лидеры не пользуются услугами внешних консультантов для SMM, ставка на собственный органический контент(NB! В «Яндекс.Каталоге» «Пепеляев Групп» / «Налоговед» и «Конкуренция и право» / «ЕПАМ», «Интеллект-С» / «Интеллект-Пресс» / «Городисский и партнеры», «Клифф», «Князев и партнеры» и др. – показатель доли органического контента).
– Facebook и Twitter, а также LinkedIn до закрытия в России – самые популярные среди бизнеса, их используют большинство юридических компаний; «ВКонтакте» – частично оправдано тем, что данная сеть крупнейшая в России; Google+ – не оправдано.
– Лидеры начали использовать Instagram и / или YouTube – отличные возможности для мультимедиа, видео (очень популярно!), исключение – «Муранов, Черняков и партнеры» – выбрали Foursquare (?).
– Никто не использует «Одноклассники», «Мой мир», «Мир тесен» и др. – абсолютно закономерно.
– Обратите внимание: «ЮСТ» (ЖЖ, RSS), «Олевинский, Буюкян и партнеры» («Блоги.Право.Ru», «Закон.Ру» – тоже «соцмедиа»).
– Ближайший тренд: Telegram?.. (Подписка на инфоканалы, группы, рассылка, чатботы и др.) Альтернатива дорогим мобильным приложениям!
Вместо заключения
Если сравнить «рейтинг симпатий» «Право-300» со списком наиболее активных в соцмедиа компаний, то вы обнаружите поразительное сходство. Чувство симпатии к команде как раз и возникает благодаря грамотно выстроенной коммуникационной стратегии, тщательной работе над внешним имиджем и репутацией, правильной расстановке акцентов и заботе о деталях. Разумеется, для репутации юридической компании в первую очередь важны успешный опыт, профессионализм, компетенция юристов и адвокатов, а также уровень их клиентоориентированности, но PR выступает в роли ракетоносителя достигнутого успеха, выводит компанию на новую орбиту и распространяет славу на более широкую аудиторию.
На рынке существуют отличные команды и частнопрактикующие специалисты, которые превосходно выполняют свою работу, но об этом никто не догадывается. Для того чтобы как можно больше людей прониклись уважением, доверием и почувствовали привязанность к компании, необходимо не только успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, но и правильно преподносить информацию внешнему миру, делиться своими успехами с остальными, создавать вокруг себя благоприятный информационный климат. Положительные отзывы клиентов и коллег по цеху в совокупности с правильной пиар-активностью создают отличный синергетический эффект.
Можно смело утверждать, что «симпатии» не бывает без соцсетей, которые предоставляют возможность более близкого контакта с целевой аудиторией и позволяют получить более четкое представление о компании и конкретном специалисте, приподнять корпоративную вуаль и заглянуть глубже «в душу». В юридическом бизнесе личность адвоката или юриста иногда играет принципиальное значение. Где же узнаешь о незнакомом человеке больше, чем в социальном аккаунте?..
Соцсеть в юриспруденции приобретает больший смысл, чем мы могли себе раньше представить, – несмотря на консерватизм профессии и инертность рынка юруслуг.
Подробнее о возможностях и опасностях соцмедиа для юристов и адвокатов читайте в статье «Юристы попали в сети – 2».