Принцип свободы договора и возможность существования непоименованных договоров являются несомненными плюсами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Это в том числе связано с тем, что в финансовой сфере законодателю сложно предвидеть все правоотношения, которые будут требовать от него правового урегулирования, поскольку рынок развивается быстрее, чем процесс принятия новых законов. В то же время в том, что законодатель принимает законы о регулировании новых договорных отношений, есть положительная сторона: он делает это с учетом сформировавшейся практики, его цель – разрешить практические вопросы.
Одним из таких «догоняющих законов» стал Федеральный закон № 47538-6/10 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который недавно утвержден Советом Федерации («АГ» писала о нем на этапе принятия во втором чтении). Закон посвящен исключительно финансовым сделкам. Заставляет обратить на себя внимание, помимо прочего, расширение в Гражданском кодексе РФ норм об эскроу (нормы о банковском счете выделили в отдельный параграф № 3 гл. 45 с внесением в него изменений, а для договора эскроу ввели новую гл. 47).
Счет эксроу: что-то новое или уже известное?
Правовой термин «эскроу», несмотря на новизну для российского законодательства, еще с XIX в. в Германии означал «депозит, находящийся в доверительном управлении», а само слово происходит от французского escrowe, которое можно перевести как «обрывок бумаги» (предположительно, это была часть договора, без которой бенефициар не мог получить встречного исполнения, но которая до момента исполнения находилась у доверенного сторонами лица).
Законодатель не ограничился выделением в отдельный параграф норм об эскроу. Частично статьи были переформулированы и дополнены указанием на прямой запрет погашения задолженности с данного счета перед контрагентами депонента и бенефициара. Для этого им нужно получить денежные средства сначала на свой счет. Однако представляется возможным обойти этот запрет путем уступки прав требования, на которую должен дать свое согласие эскроу-агент.
Дополнительно регулировать договор счета эскроу теперь будет и новая гл. 47, регламентирующая правоотношения по договору условного депонирования, объектом которого могут быть не только деньги, но и ценные бумаги и документы.
Обязательное нотариальное удостоверение договора эскроу в отношении наличных денежных средств и документарных ценных бумаг не освобождает стороны от доказывания фактической их передачи эскроу-агенту, поскольку, как я понимаю, нотариусы будут совершать нотариальные действия по аналогии с любым договором: удостоверять факт передачи денег или ценных бумаг никто не станет. Нотариус лишь подтвердит, что договор с определенным содержанием был заключен между сторонами в его присутствии. Особого практического значения этого я не вижу. Тарифы нотариуса по оформлению подобных сделок будут достаточно высокими, а в реальной действительности либо возникнет огромный массив нарушений данного требования (благо ст. 165 ГК РФ не предусматривает недействительность такой сделки), либо граждане станут искать иной способ обеспечения своих интересов.
Плюсы использования для расчетов по договору долевого участия
Полагаю, что договор эскроу ждет успех в безналичных расчетах на ипотечном рынке и в области интернет-торговли (в том числе на электронных торгах). Первый его плюс – возможность начисления процентов (хоть и небольших, но все же процентов) на сумму, внесенную в качестве депозита в банк. Причем проценты будут перечислены в дальнейшем одной из сторон договора – в зависимости от того, как они это определят. Например, можно предусмотреть, что денежные средства в оплату объекта недвижимости вносятся на счет эскроу и все проценты, начисленные на сумму эскроу до исполнения бенефициаром своих обязательств, подлежат перечислению депоненту, а все последующие полученные проценты – бенефициару.
Второй плюс – это безопасность, поскольку в случае работы с банком единственным риском является только его стабильность. В этой части я вижу огромную пользу в плане спасения дольщиков по договорам долевого участия при покупке строящегося жилья (это подтверждается в том числе последними новостями из Банка России, который уже начал предоставлять право некоторым крупным банкам открывать эскроу-счета для расчетов по ДДУ). Если застройщик не сможет достроить объект, то денежные средства покупателей-дольщиков будут им возвращены без потерь, да еще и с процентами. Вопрос только в том, кто из застройщиков согласится на такой способ оплаты. Решить его можно только посредством увеличения размера кредита на строительство с уменьшением размера процентов за его пользование с учетом открытия эскроу-счетов дольщиков в этом банке. Возможно даже, что в будущем законодатель предусмотрит использование данных договоров для расчетов по ДДУ (в отношении жилых помещений) в обязательном порядке.
Банк нападет на золотую жилу
Относительно интернет-торговли могу смело заметить, что тот банк, который первым создаст программу с простым интерфейсом для расчетов через эскроу, нападет на золотую жилу. За последние несколько лет рынок интернет-торговли вырос в среднем на 25%. В 2016 г. его объем составил 920 млрд руб. И на данный момент производить быструю оплату напрямую с карточек мешало лишь отсутствие гарантий возврата денежных средств при недоставке товара. Закупка через социальные сети путем перевода денежных средств в надежде получить свой товар породила в последние годы для юристов много проблем. Как показывает практика, такие переводы фактически можно смело записывать в убыток. Именно использование эскроу до момента доставки товара позволит эффективно защитить интересы продавца и покупателя в интернет-магазине без сложностей для продавцов. В подтверждение моих слов обратите внимание на сервис Сбербанка, который пока еще только тестируется.
Правила крайне необходимы
Закон направлен на запуск эскроу в России в полном масштабе, поэтому крайне важны нормы о сроках договора эскроу (отсутствие срока повлекло бы за собой зависание объектов договора у эскроу-агента), правила проверки документов (эскроу-агент проверяет документы по внешним признакам и при наличии оснований считать их недостоверными может воздержаться от передачи имущества), правила наложения арестов и ограничений на имущество, находящееся на счете эскроу-агента (если эскроу-агент является банком, то это запрещено; если не банком, то счет считается номинальным, и тогда запрет не действует). Все эти правила необходимы для работы с новым инструментом.
Уверен, что в дальнейшем в связи с вступлением в силу данного закона будет принято постановление Пленума ВС РФ, разъясняющее нюансы, связанные с его применением.