×

Адвокатам рассказали о криминалистической экспертизе аудио- и видеозаписей

С лекцией на вебинаре ФПА выступил заведующий лабораторией судебной экспертизы видео- и звукозаписи РФСЦЭ Олег Власов
Фотобанк Freepik
В рамках выступления он сообщил, какие задачи помогает решить такая экспертиза, какие вопросы целесообразно задать эксперту и какие аспекты стоит учесть, чтобы исследование было полным и всесторонним.

Как сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, 23 апреля в ходе очередного вебинара в рамках курса «Специальные знания в деятельности адвоката» заведующий лабораторией судебной экспертизы видео- и звукозаписи Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте Олег Власов прочитал лекцию на тему «Особенности назначения и производства экспертизы видео- и звукозаписи в СЭУ Минюста России».

В начале выступления он рассказал об истории становления криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей (КЭВиЗ) в России и за рубежом. Олег Власов объяснил, что такая экспертиза складывается из двух отдельных направлений: исследование голоса и звучащей речи и исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей, что, соответственно, требует специальных знаний в зависимости от направления экспертных специальностей. Лектор напомнил, что за последнее десятилетие произошел полный переход от аналоговых носителей аудио- и видеоинформации к цифровым, а с 2021 г. резко возросли количество и доступность цифровых устройств, что привело к их широкому использованию, в том числе в оперативно-разыскной деятельности.

Судебная криминалистическая экспертиза видео- и звукозаписей, отметил Олег Власов, помогает доказать многие факты преступной деятельности, происходящие в отсутствие свидетелей. Предметом такого исследования является установление фактических данных, связанных с обстоятельствами дела и подлежащих доказыванию. Основания для назначения КЭВиЗ, как и любой другой судебной экспертизы, четко прописаны в Законе о государственной судебно-экспертной деятельности, напомнил он. Спикер особо подчеркнул, что идентификация людей не входит в компетенцию экспертов, занимающихся КЭВиЗ, – для этого предусмотрены иные специалисты, в частности по судебно-портретной экспертизе.

Также Олег Власов в своем выступлении проанализировал особенности производства КЭВиЗ, комплексный характер исследований и разделение компетенций, а также требования к экспертам.

Он рассказал, что в рамках такой экспертизы решаются как идентификационные (идентификация средств аудио- и видеозаписи, источников звуков, места видеосъемки, личности по голосу и речи, объектов, изображенных на видеограмме), так и диагностические задачи (установление хронологии событий, акустической обстановки, признаков изменения записи, содержания разговора и количества его участников, определение пространственно-временных характеристик объектов на видеограмме и т.д.). Эти задачи, пояснил лектор, определяются кругом вопросов, которые ставят перед экспертом следствие и суд. Олег Власов добавил, что, для того чтобы исследование было полным и всесторонним, необходимо предоставить устройство, на котором произведена запись.

Кроме того, были подробно рассмотрены требования, предъявляемые к исследуемым материалам и образцам, их пригодность для идентификации, важность сопоставимости образцов с исследуемым материалом, формы отбора образцов. Спикер заметил, что нередко только в процессе исследования удается установить, что присланные образцы не соответствуют требованиям сопоставимости; проанализированы типичные ошибки при назначении КЭВиЗ. Для того чтобы их минимизировать и оптимизировать сроки производства экспертизы, он рекомендовал при вынесении постановления о назначении КЭВиЗ проконсультироваться со специалистом или экспертом соответствующей специальности.

Рассказать:
Яндекс.Метрика