Как сообщает пресс-служба ФПА РФ, 21 июня в Светлогорске прошла VII Международная практическая конференция «Адвокатская деятельность в условиях прибалтийского сотрудничества», организованная АП Калининградской области при поддержке Федеральной палаты адвокатов. В конференции, посвященной современным вызовам, стоящим перед адвокатурой, и поиску ответов на них, приняли участие адвокаты из России, Азербайджана, Беларуси, Латвии, Литвы, Польши, Узбекистана и Украины.
Открывая конференцию, президент ФПА Юрий Пилипенко сказал, что выступающим была предоставлена возможность самостоятельно выбрать темы, которые представляются им наиболее актуальными и требующими обсуждения. Отметив, что у адвокатур разных государств большинство проблем общие, он подчеркнул необходимость обмена опытом, который позволяет обогащаться новым содержанием, новыми идеями, ставить перед собой новые задачи.
Ключевой темой мероприятия стало обсуждение проблем укрепления авторитета адвокатуры и вопросов адвокатской этики.
Советник ФПА, вице-президент АП Ставропольского края Нвер Гаспарян в своем выступлении назвал основные меры, которые, по его мнению, необходимы для укрепления адвокатской корпорации. В первую очередь он указал на необходимость шире привлекать к работе в органах адвокатского самоуправления и решению стоящих перед адвокатурой задач молодых, способных, активных адвокатов, обладающих необходимыми знаниями и навыками. Не менее важными, по мнению Нвера Гаспаряна, являются усиление работы региональных комиссий по защите прав адвокатов и создание таких комиссии в палатах, где они пока не образованы. «Палаты должны защищать адвокатов самым серьезным образом», – подчеркнул советник он (в связи с этим Юрий Пилипенко напомнил, что 9 августа в Рязани ФПА проведет конференцию, посвященную защите прав адвокатов).
Нвер Гаспарян считает, что названные им меры помогут защитить адвокатуру как от внутренних разногласий, вызванных не всегда удовлетворяемым стремлением нового поколения адвокатов активно участвовать в работе корпоративных органов, так и от внешних вызовов, которые обусловлены геополитической ситуацией и обстановкой на международной арене и выражаются в массированном давлении на адвокатуру путем необъективной критики, цель которой – дезорганизовать деятельность корпорации.
Член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, президент АП Воронежской области Олег Баулин, говоря о вызовах, на которые должна реагировать российская адвокатура, проанализировал возникшее в последние год-полтора у некоторых адвокатов стремление к публичному отрицанию корпоративной этики как явления. Он отметил, что общие правила профессионального поведения, независимо от смены организационных форм, остаются неизменными на протяжении всего времени деятельности адвокатуры.
Олег Баулин напомнил, что обязанность соблюдать нормы профессиональной этики адвокаты принимают на себя добровольно, принося присягу при вступлении в корпорацию, а любая юридическая норма абстрактна постольку, поскольку рассчитана на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение. Правила корпоративной этики содержат представление адвокатского сообщества о должном поведении, и для внешней аудитории должно быть очевидно, что оценки, высказываемые небольшой группой адвокатов, не выражают позицию российской адвокатуры, считает президент АП Воронежской области.
По мнению Олега Баулина, оценка, исходящая от Федеральной палаты адвокатов, всем должна быть известна как позиция адвокатуры. Публичное отрицание того или иного правила адвокатской этики должно квалифицироваться как проступок, поскольку приверженность Кодексу профессиональной этики является обязанностью адвоката.
Комментируя это выступление, Юрий Пилипенко добавил, что суть демократии состоит в том, что меньшинство не должно навязывать свою волю большинству.
Президент Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц, говоря об основных принципах адвокатской корпорации, заметил, что следует извлекать уроки из того, что сделано, и все отношения должны строиться на взаимном уважении адвокатов друг к другу и к органам самоуправления, которые ими самими избраны. «Лучше демократического централизма еще ничего не придумано, – сказал он, – и то, что меньшинство должно подчиняться большинству, это однозначно… Если говорить об органах адвокатского самоуправления, то вертикаль должна быть».
По его словам, в Республике Беларусь органы адвокатского самоуправления стараются вести свою работу по тому принципу, который сформулировал Лев Толстой применительно к деятельности Михаил Кутузова, – не мешать хорошему и не допускать плохого, и всегда поддерживать хорошие предложения адвокатов.
Президент АП Ивановской области Елена Леванюк напомнила, что современные органы адвокатского самоуправления образованы менее 17 лет назад и на их долю выпала вся работа, связанная с построением вертикали управления. В результате создана структура, которая заметна в обществе, уважаема государством и пользуется авторитетом, о чем свидетельствуют, в частности, направление в ФПА РФ законопроектов для экспертной оценки, возложение на адвокатуру полномочий по созданию системы распределения поручений между адвокатами, участвующими в судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного расследования или суда.
Для поднятия авторитета адвокатуры на новый уровень, по мнению Елены Леванюк, необходимо повысить открытость органов адвокатского самоуправления как в информационном пространстве, так и для коллег: «Больше и чаще взаимодействовать со СМИ, рассказывая о своей работе; сделать заседания советов региональных палат открытыми для адвокатов, по примеру заседаний Совета ФПА РФ, которые открыты для президентов и вице-президентов адвокатских палат».
Также она предложила подумать над созданием в федеральных округах апелляционных инстанций по обжалованию дисциплинарных решений советов адвокатских палат, куда палаты могли бы выдвигать своих представителей. «Это нужно и адвокатам, и нам, чтобы мы могли решать вопросы и поправлять свои ошибки внутри сообщества», – считает Елена Леванюк.
Понятие «авторитет» применительно к органам адвокатского самоуправления президент АП ИО определила как «влияние, значимость для адвокатов и способность регулировать адвокатскую деятельность». С этой точки зрения, по ее мнению, самой актуальной является задача по эффективному регулированию участия адвокатов в судопроизводстве по назначению в рамках единой для всей страны системы. Она привела в пример систему, действующую в Калининградской области, где для назначения адвоката для участия в деле требуется около минуты.
Член Совета ФПА, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев проанализировал влияние на адвокатуру некоторых общих тенденций, которые складываются в эпоху открытого информационного пространства, в частности:
– децентрализация и рассредоточенная коммуникация (которые стали возможными благодаря развитию социальных сетей, исключающих такие факторы, как пространство и расстояние) позволяют общаться без участия центра, создавать собственные центры влияния и обсуждения, тогда как еще десять лет назад общение происходило достаточно централизованно, идеи о развитии адвокатуры выдвигались на конференциях, съездах, других площадках, организуемых центром;
– все больше укореняющееся в праве мировоззрение, определяемое как постмодернизм, в адвокатуре проявляется в априорной «греховности» любого организующего воздействия, несмотря на то, что саморегулирование, самоуправление относятся к базовым ценностям адвокатуры. Адвокат является соотправителем правосудия, без адвокатуры современное понимание правосудия невозможно. Таким образом, адвокатура реализует властные полномочия. Однако они основаны на авторитете как на особом роде власти, который базируется не на принуждении, а на признании того, что обладатель авторитета является носителем экспертных знаний и определенных моральных качеств.
По мнению Михаила Толчеева, существует запрос на изменение регулирования адвокатской деятельности и конкретизации наших этических норм. Однако такие изменения не должны носить хаотичный и бессистемный характер. Разработчики Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката исходили из системы ценностей, составляющих определенную философию. И выхватывание отдельных элементов способно привести к дисфункции системы. «Мы должны вновь на основе общих для адвокатов ценностей обсудить необходимость и систему тех изменений, которые нам действительно нужны», – считает он.
«Этическое регулирование – это способ моделировать поведение через призму ценностей профессионального сообщества. В том числе законное поведение. Нам вновь необходимо сконцентрироваться на своих обязанностях по отношению друг к другу и нашим доверителям. К закону и обществу. Еще раз четко и однозначно определить наши базовые ценности и заявить о них. Ведь как законодатель узнает, каковы наши ценности и цели, если мы сами это не сформулировали?» – завершил свое выступление Михаил Толчеев.
Первый вице-президент ФПА Евгений Семеняко заметил, что в настоящее время не в полной мере используются для защиты базовых ценностей профессии, в том числе авторитета адвокатуры, все возможности, заложенные в Законе об адвокатуре и Кодексе профессиональной этики адвоката, содержащем норму, согласно которой «в любой ситуации, в том числе вне профессиональной деятельности, адвокат обязан сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней, при условии, что принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения».