3 декабря Владимир Путин подписал Указ об утверждении состава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Теперь в его состав входит 51 человек, 7 из которых являются адвокатами.
Так, членство в Совете сохранили председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Александр Брод, управляющий партнер АБ «Славянский правовой центр» Владимир Ряховский, доцент кафедры теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ Анита Соболева, а также советники ФПА Юрий Костанов и Игорь Пастухов. Теперь к ним присоединились вице-президент ФПА, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник и управляющий партнер АБ г. Москвы «Зутиков, Горгадзе и партнеры» Шота Горгадзе.
Редакция «АГ» обратилась к адвокатам – членам СПЧ с просьбой рассказать, на каких направлениях они планируют сосредоточить свою деятельность в Совете и какие вопросы, по их мнению, требуют первоочередного обсуждения.
Юрий Костанов отметил, что намерен продолжить работу над законопроектом об усилении гарантий объективности и независимости при рассмотрении дел об административных правонарушениях, который ранее был одобрен большинством членов предыдущего состава Совета.
Он также подчеркнул важность обсуждения проблемы недопуска адвоката в СИЗО для получения согласия обвиняемого на участие адвоката в уголовном деле в качестве защитника после внесения в УПК президентских поправок в апреле 2017 г.
Помимо этого, Юрий Костанов обратил внимание на ст. 282 УК РФ, касающуюся экстремизма. «Известно, что ее наполовину декриминализовали, перевели часть действий экстремистского характера в разряд административно наказуемых, а в случае повторного совершения деяния может наступить уголовная ответственность. На мой взгляд, здесь плохо все. Во-первых, наказывать можно за деяние, а экстремизм – это не деяние, а “окраска” действий человека. Тем более дать определение экстремизму пока никто не смог, это абсолютно неопределенная формулировка».
В части административной ответственности, перерастающей в уголовную при повторном совершении деяния, Юрий Костанов отметил, что общественную опасность следует измерять только в отношении конкретного деяния.
Игорь Пастухов считает для себя самым важным продолжение работы в комиссиях по гражданскому участию в судебной реформе и по прецедентным делам.
Анита Соболева рассказала, что продолжит заниматься проблемами образования и науки, а также останется в комиссии по избирательным правам. Также она выразила готовность участвовать в обсуждении вопросов, связанных с несовершенством системы правосудия, и в рассмотрении конкретных дел, где есть вопиющие нарушения прав человека.
В качестве первоочередных задач, по мнению Аниты Соболевой, следует вернуться к обсуждению вопроса о профилактике домашнего насилия. «Прошлым составом СПЧ мы проголосовали за законопроект о предотвращении домашнего насилия и будем настаивать на его продвижении. Декриминализация побоев, имевшая место год назад, себя не оправдала, о чем мы говорили с самого начала. Правоприменительная практика показывает, что жертвам домашнего насилия от этого закона стало только хуже – они не получают никакой компенсации, а платят административный штраф, причем из бюджета семьи».
Кроме того, считает Анита Соболева, в центре внимания Совета окажутся проблемы в медицине, политике, а также условия содержания заключенных в местах лишения свободы, в том числе применение пыток.
Александр Брод сообщил, что продолжит работу по защите прав россиян за рубежом, и на ближайшем заседании Совета намерен рассказать о новых фактах дискриминации россиян и выходцев из России.
Александр Брод добавил, что также продолжит заниматься вопросами защиты избирательных прав граждан. «Я занимаюсь этим много лет, вхожу в мониторинговую рабочую группу по этим вопросам. Мы много ездим по регионам, встречаемся с членами избирательных комиссий, занимаемся подготовкой общественных наблюдателей, разбираемся в нарушениях избирательного законодательства, пытаемся сделать избирательные процессы прозрачными. Кроме того, СПЧ неоднократно предлагал рекомендации по совершенствованию избирательного права. Его инициатива о введении института общественного наблюдения была поддержана Президентом РФ», – добавил он.
Владимир Ряховский отметил, что продолжит заниматься защитой гражданских прав и свобод: права на выражение мнения, на свободу слова, свободу совести, объединений, собраний.
Шота Горгадзе, который впервые вошел в состав СПЧ, намерен акцентировать свою работу на защите прав и свобод граждан. Он добавил, что некоторые вопросы всегда будут оставаться открытыми – в частности, защита прав граждан, повышение уровня жизни, законность судебных решений, а также беззаконие, с которым люди сталкиваются, находясь в исправительных учреждениях. «Мы никогда не придем к идеальному результату, решив все раз и навсегда. Наша задача – минимизировать процент нарушений», – добавил он.
Генри Резник, также впервые вошедший в СПЧ, отметил, что ему, в первую очередь, близки направления, связанные с правоохранительной деятельностью, защитой прав человека, привлекаемого к уголовной и административной ответственности, а также обеспечение свободы выражения мнений: «Видимо, на этих направлениях я сосредоточу свои усилия. Но это не исключает подключения и к другим вопросам, в том числе социального блока».
Генри Резник добавил, что внимательно следил за работой СПЧ, с которым тесно взаимодействует ФПА. В частности, он отметил важную роль Совета в принятии поправок в УПК РФ, внесенных в 2017 г. Президентом РФ.
Кроме того, он отметил, что необходимо продолжить работу по расширению подсудности судов присяжных. «Как мне представляется, в случае особо опасных преступлений, где осужденному грозит пожизненное лишение свободы, нужно сохранить классический состав суда из 12 присяжных. По остальным делам их число можно уменьшить – такая практика есть за рубежом, в том числе в США. Главное, что сохранен традиционный для природы суда присяжных подход – отделение скамьи народных представителей от профессионального судьи», – пояснил вице-президент ФПА.
Также, по мнению Генри Резника, заслуживают внимания общие вопросы, которые выходят за рамки криминально-правового цикла: защита предпринимательства, борьба с бедностью и т.д. «В состав Совета входят одни из лучших наших правозащитников. Полагаю, это неравнодушные люди, с которыми мы сможем внести позитивные изменения как раз в этом направлении, поскольку в соответствии с Конституцией права человека как раз определяют смысл и применение всех норм закона», – резюмировал он.