×

Бизнес-сообщество обсуждает идею создания Инфокоммуникационного кодекса

Предлагается привести законодательство в соответствие с актуальным состоянием и заложенным потенциалом развития IT и связи
Фотобанк Лори
В целом эксперты поддержали эту инициативу, однако некоторые из них указали и на недостатки предложенной идеи. Так, один из них пояснил, что отсутствие участия федеральных ведомств в разработке такого законопроекта может привести к тому, что он так и останется лишь предложением.

Образованная крупнейшими медиакомпаниями и представителями телеком-индустрии ассоциация Медиа-коммуникационный союз (МКС) обсуждает вопрос разработки предложений по изменению и кодификации правовых актов в сфере связи и IT с целью приведения законодательства в соответствие с актуальным состоянием и заложенным потенциалом развития отрасли. Основная идея Союза – создать Инфокоммуникационный кодекс.

Директор по связям с общественностью МКС Анна Ландер пояснила «АГ», что пока преждевременно говорить о готовой концепции или решении по изменению регулирования. «Задачи разработки – создание условий для развития медиакоммуникационной отрасли в среднесрочной перспективе, гармонизация интересов общества, государства и бизнеса, приведение норм регулирования в соответствие с новыми реалиями. Инициативы должны учитывать не только уже существующие технологии и отношения в рамках отрасли, но и возможности, и риски, заложенные в их развитии, в том числе обмен информацией между устройствами, обеспечение конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, защиту персональных данных и тому подобное», – сообщила Анна Ландер. Также она добавила, что к обсуждению концепции привлекались как не входящие в Союз участники отрасли, так и различные экспертные организации.

Между тем, по информации РБК, первая версия Инфокоммуникационного кодекса должна появиться к апрелю 2018 г., над ее созданием по заказу МКС работает Boston Consulting Group, с которой подписан соответствующий контракт.

Комментируя «АГ» инициативу Союза, старший юрист Maxima Legal Максим Али отметил, что давать ей какие-то предметные оценки можно будет тогда, когда МКС опубликует полную версию обсуждаемого документа. «Однако в нем хотелось бы увидеть не только изменение регулирования, относящегося к сфере действия Закона о связи, но и переработку актов, актуальных для интернет-сообщества», – пояснил он.

По мнению эксперта, структура Закона об информации требует обновления, так как правки в него вносятся все менее системно: ряд положений повторяют друг друга, а сам закон изначально явно не был рассчитан на регулирование деятельности отдельных категорий интернет-компаний и включение процедур блокировок сайтов, из-за чего некоторые статьи в законе выглядят чужеродно.

Кроме того, Максим Али считает, что содержательная переработка требуется для Закона о персональных данных, который начинает отставать от времени и слабо ориентирован, например, на появление рынка «больших данных», возможности деанонимизации пользователя с использованием одних лишь обезличенных данных о нем, а также нюансы взаимодействия с «digital identity» (досл.: «цифровой идентичностью»), за которой может скрываться не только человек, но и, например, группа людей или конкретное устройство. «Сейчас регулирование данных вопросов (как и их проработанность в судебной практике) остаются на достаточно невысоком уровне, а будущее развитие технологий может еще сильнее оторвать данный закон от реальных отношений», – поясняет эксперт.

По мнению Максима Али, задача по совершенствованию регулирования в области персональных данных осложняется и тем, что необходимо учитывать действующие в России международные нормы. В частности, содержащиеся в Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, которые находят свое отражение в действующем Законе о персональных данных.

Исполнительный директор Heads Consulting, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов считает, что технологии в последние несколько лет развиваются крайне активно, зачастую законодательство за ними не успевает. «Но что главное – уровень развития технологий и их влияние на жизнь людей уже не предполагают обычного регулирования одним-двумя законодательными актами, и сейчас целые направления, в том числе такие, как связь и телеком, работающие на стыке сразу нескольких вызовов и задач, стремятся к модернизации законодательства именно в виде отдельно выбранных сводов законов или кодексов. К слову, осознавая данную тенденцию, мы в АНО “ПравоРоботов” совместно с HEADS Consulting еще в начале 2017 г. приступили к разработке единого “КиберКодекса”, предполагающего регламентацию всех вопросов в рамках цифровой экономики», – пояснил эксперт.

По мнению Никиты Куликова, инициатива МКС понятна и выглядит давно назревшей, однако он отметил, что инициатором разработки концепции является бизнес-сообщество, и при этом нет сообщения об участии Роскомнадзора и Минсвязи России, профильных органов власти и ведомств, отвечающих за интернет, связь и телеком. Кроме того, открыто завялено, что разрабатывать данное предложение будет на платной основе Boston Consulting Group – американская юридическая компания.

«В таком случае вопрос суверенитета российского законодательства, да еще и по такому важному вопросу, относящемуся к цифровой экономике, инициатором перехода к которой выступил Президент России, стоит особо остро, и можно предположить, что участие иностранных консалтеров в разработке такого важного российского законодательства не совсем обоснованно, и вполне можно было бы обойтись силами отечественных юристов. Учитывая данные спорные моменты, можно предположить, что разработанное предложение так и останется предложением и пожеланиями отечественного телеком-бизнеса, которые могут быть как услышаны властями, так и остаться просто принятыми к сведению», – пояснил Никита Куликов.

Старший партнер юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков пояснил, что если МКС удастся гармонизировать три закона о связи и информации, то это будет хорошо. «Однако необходимо понимать, что любые поправки в федеральные законы несут тектонические изменения в структуру правового регулирования. Назрели ли эти изменения – связистам виднее. Бесспорно, неурегулированные вопросы есть, как и дисбаланс в регулировании связи и интернета», – отметил эксперт.

Относительно исполнения инициативы он пояснил, что к ее реализации, конечно, разумно привлечь российских экспертов – как правовых, так и отраслевых. «Зарубежной компании будет элементарно сложно в одиночку разобраться в локальных законотворческих реалиях. Со своей стороны, мы готовы войти в состав соответствующей рабочей группы для оказания помощи в развитии данной инициативы в правильном направлении», – отметил Павел Катков.

Юрист практики Dentons в области интеллектуальной собственности, информационных технологий и телекоммуникаций Анастасия Лелетина отметила, что идея создания единого акта, регулирующего информационно-коммуникационные отношения, возникла давно и с момента появления получает различные экспертные оценки и мнения как в отношении концепции документа в целом, так и содержания конкретных блоков и норм. Эксперт добавила, что разрозненные, недостаточно согласованные акты и положения создают серьезные сложности в ходе правоприменения. Преодолеть это возможно путем принятия комплексного акта.

Анастасия Лелетина считает, что очень важен подход, который будет избран для создания такого масштабного нормативного регулятора. «Назрела необходимость системного подхода к регулированию данной сферы, при котором работоспособные действующие нормы не просто будут аккумулированы в одном документе и разбавлены новшествами регулирования, но будут системно переосмыслены с позиции текущего состояния развития сферы и обстоятельного предвидения, взгляда на перспективу», – отметила она.

По ее мнению, важны не только обновление правового статуса уже существующих и определение новых категорий, но и осмысление их через призму новейших частных рисков и глобальных вызовов, при которых национальный контент, информация любого типа и уровня (будь то переписка частных лиц, коммерческая информация или сведения, относящиеся к государственной тайне) будут строго защищены по всей цепочке следования, то есть начиная с момента появления, затем в процессе поиска, передачи, обработки, хранения, копирования, прочего и до момента уничтожения с безусловным ориентиром на соответствие целям развития цифровой экономики и интенсивное использование информационных технологий в социально-экономической сфере.

Рассказать коллегам: