×

Борьба с коррупцией в третейских судах

Правительство поддержит законопроект, криминализирующий подкуп третейских судей и усиливающий ответственность за взяточничество
Подготовлены замечания на проект федерального закона, предусматривающего отнесение нематериальных благ и услуг к коммерческому подкупу. После доработки законодательная инициатива, создающая основания для назначения наказания за подкуп «карманных» третейских судей, направится на второе чтение.

Правительство РФ подготовило проект официального отзыва на законопроект о внесении изменений в УК РФ в части усиления ответственности за коррупцию (имеется в распоряжении «АГ»). 

Напомним, законопроектом предлагается распространить действие ст. 202 и 204 УК РФ на третейских судей, а также расширить сферу уголовно-правового понятия «взяточничество». Кроме того, ст. 204 и 290 УК РФ предлагается дополнить указанием на получение услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ таким образом, чтобы они охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет. Также предлагается ужесточить санкции за совершение преступлений, предусмотренных ст. 290 и 291 УК РФ, – увеличить сроки давности привлечения к уголовной ответственности за дачу и получение взятки до двух лет. Эти преступления, относящиеся к категории небольшой тяжести, предлагается отнести к категории преступлений средней тяжести.

В Правительстве РФ отметили, что Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» не предусмотрены полномочия третейских судей, что может повлечь за собой неоднозначную правоприменительную практику в отношении ст. 202 и 204 УК РФ в предлагаемой законопроектом редакции. В проекте отзыва значится, что представляется возможным установить в ст. 204 ответственность только за вынесение третейским судьей арбитражных решения или постановления в интересах дающего или иных лиц.

Кроме того, в проекте отзыва отмечается, что при реализации предложения о расширении предмета взятки (коммерческого подкупа) путем включения услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ могут возникнуть сложности, связанные с оценкой размера незаконного вознаграждения, что приведет к проблемам при квалификации содеянного.

Также указано, что возможно нарушение принципа справедливости, если не внести в ст. 184 УК РФ аналогичные положения, какие подразумеваются в ст. 204 и 290 УК РФ. К аналогичным недочетам проекта закона относится тот факт, что его авторы не предусмотрели внесения изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и КоАП РФ: необходимо будет внести уточнения в понятие «коррупция» и ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» соответственно.

Из проекта отзыва следует, что Правительство РФ поддерживает поправки при условии его доработки ко второму чтению с учетом обозначенных замечаний.

Как комментировал ранее управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов, вопросы об отнесении к коммерческому подкупу нематериальных благ и услуг давно являются предметом острых дискуссий среди ученых и практиков. Однако единого мнения пока не сложилось, разъяснения Верховного Суда РФ в этой части отсутствуют. «Если то, что относится к неимущественным правам, четко определено в ГК РФ, то категории предлагаемых изменений в виде “услуг неимущественного характера” и “неправомерных преимуществ” вовсе никак и нигде в законодательстве не регламентированы», – пояснил он.

Адвокат АП ХМАО – Югра Азер Марданов отмечал, что при внесении предложенных изменений в УК РФ могут возникнуть проблемы правоприменительного характера, а именно сложности, связанные с доказыванием факта подкупа и его мотива, поскольку решение третейского суда требует легализации через арбитражный суд либо суд общей юрисдикции с заявлением о выдаче исполнительного листа. «Возникает вопрос: каким образом доказать, например, умышленное вынесение незаконного решения третейским судом (вследствие подкупа), при этом исключив возможность судебной ошибки?» – комментировал эксперт.

Помимо данного законопроекта, в апреле Госдумой был зарегистрирован пакет поправок, направленных на усиление ответственности для коррупционеров. Проанализировав для «АГ» рассматриваемый пакет проектов, эксперты указали, что он носит ярко выраженную популистскую направленность. Кроме того, в марте Минюст разработал проект аналогичного закона, который на данный момент еще не внесен в Госдуму.

Рассказать: