16 мая состоялось пленарное заседание VIII Петербургского международного юридического форума, участники которого описали свое видение того, как в перспективе будет меняться деятельность юристов. На заседании выступили государственные деятели, бизнесмены и видные юристы из разных стран. Среди них – Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, и.о. министра юстиции РФ Александр Коновалов, избранный президент Тихоокеанской ассоциации юристов Фрэнсис Ксавьер.
Открыл пленарное заседание министр юстиции РФ Александр Коновалов. Он поприветствовал участников заседания, собравшихся в амфитеатре Главного штаба на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, отметив, что в этом году форум поставил рекорд, собрав свыше 4000 делегатов из более чем 90 стран мира.
Министр задал основную проблематику площадки, напомнив прогноз ученых-футурологов из Оксфорда, где юристы отнесены к числу профессий, которые к 2030 г. утратят свою актуальность.
Перед началом дискуссии прошла церемония награждения лауреата премии Петербургского международного юридического форума в области частного права. Премии удостоилась профессор коммерческого права из Ноттингемского университета Оршия Тот за книгу «Lex mercatoria в теории и практике». Она получила награду из рук Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, который заметил, что эта премия вручается впервые, и вспомнил историю ее появления: «Замысел возник несколько лет назад. Он состоял в том, чтобы создать своего рода юридический “Оскар” – авторитетнейшую награду, которая не имела бы аналогов в мире».
Вручив награду, Дмитрий Медведев перешел к основному вопросу пленарного заседания. Председатель Правительства РФ выразил твердую уверенность, что будущее у юридической профессии есть, причем очень интересное и совсем не такое, каким он себе его представлял, обучаясь на юриста. Он обозначил три основных задачи, которые будут стоять перед юристами в будущем.
Во-первых, защита прав граждан. 17 мая в Дании открывается конференция, где должна быть принята декларация о долгосрочном будущем Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этом году отмечается 20-летие присоединения России к этой Конвенции, чему была посвящена отдельная дискуссия в рамках ПМЮФ.
Глава Правительства РФ также напомнил, что в целях повышения уровня правовой защиты в России Минюст России подготовил проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Документ в числе прочего предлагает обязать всех юристов соблюдать профессиональные стандарты и нести ответственность за свои действия. Дмитрий Медведев заверил, что в случае принятия Концепции коррекция действующего законодательства будет идти поэтапно, чтобы адаптироваться смогли и юристы, и их клиенты.
Второй важнейшей задачей юристов он назвал сохранение доверия общества к праву. В современной цифровой среде, на глобальных рынках сложно что-то категорично запретить и обеспечить надлежащее исполнение этого запрета. Поэтому право должно стать более риск-ориентированным. Необходимо создавать стимулы для определенных действий, предлагать выгодную и удобную модель, оставляя свободу действий.
В качестве третьей задачи юристов Председатель Правительства РФ обозначил адаптацию нормативного регулирования целых секторов экономики к цифровым технологиям. Сейчас появляются ранее абсолютно неизвестные объекты прав, способы инвестирования в цифровые проекты, распространяется блокчейн, который выводит на новый виток развития трансграничные финансовые операции. Новое регулирование в этой сфере поможет обеспечить судебную защиту от злоупотреблений в случае возникновения споров, помешает выводить активы в нерегулируемую цифровую среду. Сейчас в России готовятся к рассмотрению два законопроекта, которые касаются цифровых технологий в финансовой сфере.
Модератор пленарного заседания – операционный директор ПАО «МегаФон» Анна Серебряникова передала слово основателю и генеральному директору компании Gett Дэйву Вайсэру, который ведет свой инновационный бизнес в более чем сотне городов по всему миру. Он рассказал об особенностях регулирования инновационного предпринимательства в разных странах. На вопрос модератора, с кем было бы удобнее работать предпринимателю нового типа – с живым юристом или с роботом, Дэйв ответил, что в правоприменительной сфере существует много вопросов, которые можно автоматизировать.
Избранный Президент Тихоокеанской ассоциации юристов Фрэнсис Ксавьер из Сингапура рассказал об уязвимости смарт-контрактов перед атаками хакеров и системными ошибками. Вокруг смарт-контрактов продолжают возникать споры, а значит, юристы будут по-прежнему востребованы, уверен спикер. Он также утвердительно ответил на вопрос модератора о том, нужны ли юристам, занимающимся смарт-контрактами, знания в области программирования.
Оптимистично смотрит на будущее юридической профессии и главный специалист по юридической стратегии LawGeex, глава и основатель InnoLegal Services PLLC Люси Бассли. Она советует коллегам признать, что с некоторыми задачами роботы справляются лучше людей. Но не стоит опасаться, что роботы займут места юристов. Искусственный интеллект будет лишь инструментом в руках юристов. И юристам еще придется научить машины, как нужно работать.
Почетный директор Института сравнительного и международного частного права имени Макса Планка Юрген Базедов считает, что сейчас трудно предсказать, какие перемены ждут юристов в будущем. Но им наверняка придется адаптироваться к новым реалиям. И в процессе адаптации, по мнению спикера, нужно задать какие-то этические рамки, которые должны остаться неизменными. Клиенты юриста должны быть уверены в независимости и свободе того, кто оказывает им юридическую помощь. Независимости от государства или других клиентов, имеющих большое влияние в обществе. Вопрос доверия клиента юристу должен оставаться во главе угла на все времена, убежден Юрген Базедов.
Президент и декан Бруклинской школы права Николас Аллард допускает, что часть юридической работы вполне можно доверить машинам. Редактура документов, проверка цитат и орфографии – с этим они прекрасно справятся. Но необходимо закрепить за человеком три столпа юридической профессии, к которым Николас относит анализ, консультирование и защиту прав. Эту деятельность, по его мнению, машины никогда не смогут отобрать у юристов-профессионалов.
Также на пленарном заседании выступил партнер и управляющий директор московского офиса The Boston Consulting Group, глава экспертной практики Digital в России и СНГ, руководитель направления цифровых инноваций в России и СНГ Максимилиан Хаузер. Он заявил, что искусственный интеллект будет лишь способствовать эффективности юридической профессии.
Завершил дискуссию Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, который привел свое объяснение того, почему искусственный интеллект, каким бы совершенным он ни был, не сможет заменить толкового юриста. Он заметил, что юридическая профессия – это не работа, это искусство. А искусство заменить нельзя.