×

Перспективы рынка юридических услуг в сфере тендерного сопровождения

Какими могут быть последствия ограничения доступа к данным по закупкам
Изварина Мария
Изварина Мария
Юрист, основатель и генеральный директор Тендерного агентства «Концепт»

В ходе Московского финансового форума зам. министра финансов Алексей Лавров сообщил о предложении Минфина России изучить вопрос об ограничении доступа к информации о госзакупках и закупках госкомпаний. По словам зам. министра, серьезный бизнес сейчас обращается по поводу ограничения доступа к информации по контрактам, которая может создавать проблемы для субподрядчиков в условиях санкций.

Позднее директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова заявила, что итоговый вариант предложений планируется сформировать к концу года, отметив при этом, что доступ к закупочной информации для участников госзакупок планируется сохранить. По ее мнению, целесообразно ограничить публичный доступ к части информации, размещенной в реестре контрактов.

Для многих эти заявления оказались «громом среди ясного неба» и вызывали дискуссию в экспертных кругах1. Многие выразили опасения, связанные с возможностью роста коррупционных рисков, снижением конкуренции и негативным влиянием на российскую экономику.

Читайте также
В Новый год – с «обновленным» Законом о контрактной системе
Что изменится с 1 января в антимонопольном регулировании
30 декабря 2021 Мнения

Учитывая, что законопроект об ограничении закупок пока отсутствует, судить о его влиянии на экономику или конкуренцию в целом, на мой взгляд, преждевременно, а тезисы о неминуемом росте коррупционной составляющей, ограничении конкуренции для большей части рынка и прочих негативных для бизнеса последствиях представляются по меньшей мере домыслами. Поясню, почему.

Если ограничение публичного доступа коснется только информации, размещенной в реестре контрактов, это, на мой взгляд, на закупочные механизмы повлияет несущественно. При этом возможные последствия для юридической отрасли в случае ограничения доступа к информации о текущих процедурах закупок в РФ представляются интересными для обсуждения.

Консалтинговые юридические компании, занимающиеся закупками, можно условно разделить на три основные группы:

  • занимающиеся тендерным сопровождением в том или ином виде. В эту группу входят все юридические компании, сопровождающие реальных участников закупок, а также специализированные организации (ст. 40 Закона о контрактной системе);
  • «профессиональные жалобщики» (организации, не ставящие задачей реальное участие в закупках, а использующие открытость закупочной системы для извлечения прибыли, в том числе на грани соблюдения законности. Такие компании зачастую применяют схемы вертикальных сговоров на торгах («карусель» или «таран»), а также подают жалобы на процедуры закупок с целью создания в дальнейшем сговора с реальными участниками закупок или прямого шантажа заказчика);
  • лица, занимающиеся общественным контролем (ст. 102 Закона о контрактной системе).

Помимо реальных общественных контролеров существуют, к сожалению, компании, использующие инструмент общественного контроля в качестве возможности обогащения.

Очевидно, что в случае ограничения публичного доступа к информации о закупках в первую очередь пострадают представители второй и третьей групп. Однако думаю, что в таком случае вряд ли можно говорить о существенном вреде для отрасли в целом. «Условно полезными» из компаний данных групп являются только общественные контролеры, однако и они, не являясь профессиональными участниками рынка, скорее дублируют функции контролирующих органов, чем нередко приносят не пользу, а причиняют вред отрасли. Остальные компании из второй и третьей групп не только наносят явный вред сфере закупок, но и дискредитируют юридический бизнес в целом. Таким образом, от введения ограничений информации о закупках для данной категории организаций сфера, на мой взгляд, больше выиграет, чем проиграет.

Как непосредственный участник рынка считаю, что для юридического консалтинга ограничение доступа к информации о закупках особых рисков не несет. К примеру, все клиенты нашей компании являются либо участниками закупок, имеющими существенный опыт участия, либо заказчиками, нуждающимися в услугах по проведению закупок. При этом и те, и другие в значительной степени страдают от излишней открытости информации, «вертикальных сговоров» на торгах, жалоб «профессиональных жалобщиков» и деятельности «лже-общественных контролеров», не имеющих целью участие в торгах и заключение контрактов. Уверена, что утверждать об ущербе от введения указанной меры – как для отрасли в целом, так и для рынка юридических услуг внутри данной отрасли – преждевременно. Думаю, что необходимость адаптироваться к новым условиям рынка и изменениям законодательной базы с высокой долей вероятности окупится позитивным эффектом от вытеснения с рынка недобросовестных компаний.


1 См., например: https://www.kommersant.ru/doc/5572508.

Рассказать:
Другие мнения
Елуферьева Мария
Елуферьева Мария
Консультант по построению юридического бизнеса
Не допустить профессионального «выгорания»
Юридический рынок
Способы нематериальной мотивации сотрудников юридических департаментов
16 августа 2024
Артамонов Николай
Артамонов Николай
Основатель агентства «Отличности»
Особенности брендинга юридической компании
Юридический рынок
Ключевые этапы формирования и поддержания бренда
26 июля 2024
Шварц Ольга
Шварц Ольга
Советник ФПА РФ, консультант Московского офиса Всемирного банка, к.ю.н.
Маркетинг адвокатской деятельности: зарубежный опыт и возможность его применения в России
Юридический рынок
Как повысить роль личного бренда
02 августа 2022
Тиунова Алла
Тиунова Алла
Юрист, эксперт World Intellectual Property Organization
Саморегулирование рекламной отрасли – дополнительная защита прав потребителей
Юридический рынок
Преимущества саморегулирования однозначно перевешивают недостатки
18 марта 2022
Дорошенко Мария
О новых возможностях правовой коммуникации
Юридический рынок
Сделать документ доступнее для адресата помогает юридический дизайн
15 октября 2021
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 июля 2020
Яндекс.Метрика