×

ФСБ разработала проект инструкции по проведению гласных ОРМ

В документе, в частности, разъяснено, в каких именно случаях проведение ОРМ, ограничивающего конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, возможно без получения разрешения от суда
Фото: «Адвокатская газета»
Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что документ не содержит каких-либо новелл и не выходит за рамки действующей редакции Закона об ОРД, однако его появление полезно для регламентации соответствующей деятельности правоохранителей. В ФПА РФ полагают, что ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются «процессуальным правом» для их применения, а нарушение процесса их проведения используется адвокатами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами.

ФСБ России вынесла на общественное обсуждение проект приказа об утверждении Инструкции об организации проведения гласного ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечня категорий руководителей ведомства, уполномоченных ходатайствовать перед судом о проведении вышеуказанного мероприятия.

В документе, в частности, отмечено, что гласное ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, и лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.

В случаях, не терпящих отлагательства, которые, в частности, могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа ФСБ допускается проведение обследования объектов, которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В крайних случаях проведение ОРМ допустимо без вынесения постановления о проведении обследования с обязательным информированием уполномоченного руководителя должностным лицом органа безопасности, проводящим обследование. Приводится перечень категорий руководителей органов ФСБ, уполномоченных выносить постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения вышеуказанного ОРМ.

Перед началом обследования лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю (при их присутствии) сотрудником, проводящим обследование, предъявляется постановление о проведении ОРМ, за исключением случаев, не терпящих отлагательств. Сотрудники ФСБ, проводящие обследование объектов, вправе изымать документы, предметы или материалы, о чем составляется соответствующий протокол.

Для удостоверения факта обследования, фиксации его хода и результатов разрешается применение техсредств, а также участие не менее двух понятых. Протокол предъявляется для ознакомления: должностным лицам и специалистам, обладающим научными, техническими и иными специальными знаниями, участвовавшим в обследовании, при их привлечении; лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю; привлекаемым гражданам – при их привлечении.

Общественное обсуждение документа продлится до 29 мая.

Старший партнер Адвокатского бюро г. Москвы «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин полагает, что проект приказа ФСБ не содержит каких-либо новелл, поскольку ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД еще с 2014 г. допускает проведение любых ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, без судебного решения. «Основания проведения мероприятий обыскового характера (обследование помещений, зданий, сооружений, транспортных средств) также не изменяются. К ним отнесены случаи, не терпящие отлагательства: ситуации, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а кроме того, наличие данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. Поскольку в проекте приказа речь идет только об ОРМ, предусмотренном п. 8 ст. 6 вышеуказанного Закона, следует ожидать принятия ведомственного подзаконного акта и в отношении других видов ОРМ, например контроля почтовых и электронных отправлений либо прослушивания телефонных переговоров», – полагает он.

По словам эксперта, перечень должностных лиц, которые вправе «санкционировать» проведение ОРМ без судебного решения, должен обеспечить определенные гарантии противодействия произвольным действиям сотрудников ФСБ низшего звена, поскольку требования мотивированности и обоснованности постановления о проведении ОРМ предъявляются и к этим документам. «Важно учитывать, что речь идет о гласных мероприятиях, в рамках которых лицо, в отношении которого они проводятся, сохраняет основной объем конституционных прав защиты от произвольных действий, в том числе право пользоваться помощью защитника с момента начала проведения ОРМ, а также обжалования как самого постановления, так и действий должностных лиц при проведении ОРМ. И проблема правоприменительной практики по проверке обоснованности подозрений, послуживших основанием к проведению ОРМ, возникает именно в "ложных границах" гласности и негласности, которые суды, как правило, стараются не пересекать при рассмотрении жалоб на незаконность тех либо иных оперативно-разыскных мероприятий», – считает Алексей Нянькин. 

Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко также считает, что проект приказа не предусматривает ничего выходящего за рамки действующей редакции Закона об ОРД, поскольку его положения повторяют или детализируют нормы этого Закона. «Принятие изложенного в приказе порядка должно в большей степени упорядочить проведение органами безопасности обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и т/с, поскольку на данный момент такое мероприятие проводится с учетом собственного видения должностным лицом порядка его проведения, основанного на субъективном толковании им закона об ОРД. Считаю, что подобные приказы, раскрывающие содержание нормы закона, являются естественным продолжением регулирования соответствующих юридических процессов с учетом специфики деятельности конкретного правоприменительного органа. Подобная регламентация должна способствовать единообразию в практике проведения ОРМ, снижению неопределенности в процедурных вопросах, избавить сотрудников от необходимости тратить ресурсы на типовые формальности», – полагает он.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин отметил, что в рассматриваемой инструкции речь идет не о процессуальном действии – обыске, а об одном из видов ОРМ, предусмотренном п. 8 ст. 6 Закона об ОРД, – гласном обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. «В принципе даже из названия указанного ОРМ следует, что оно не предусматривает гласного обследования жилища, поскольку из совокупности норм права, охраняющих конституционное право на неприкосновенность жилища, следует, что помещение и жилище не одно и то же. Тем не менее практика применения Закона об ОРД пошла по пути проведения гласного обследования жилища, требующего в силу ст. 8 вышеуказанного Закона обязательного получения разрешения суда на проведение такого ОРМ. Сразу отмечу, что при широком применении гласного обследования помещений, не являющихся жилищем, гласное обследование самого жилища – довольно редкое ОРМ. Своей инструкцией ФСБ предлагает более детальную регламентацию оснований для его применения и ограничивает круг лиц, уполномоченных вынеси постановление о его проведении, из числа высшего руководства службы», – полагает он.

По словам советника ФПА, сам же факт возможности проведения такого ОРМ неотложно, с последующей судебной проверкой, не должен смущать, поскольку такое прямо предусмотрено той же ст. 8 Закона. «И мы должны приветствовать появление таких инструкций, поскольку ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются "процессуальным правом" для их применения, и нарушение процесса их проведения неоднократно использовалось и мной, и коллегами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами», – подчеркнул Борис Золотухин.

Рассказать:
Яндекс.Метрика