×

ФСИН предлагает правозащитникам свою видеоаппаратуру

Членам ОНК предлагается использовать для съемок заключенных служебное оборудование учреждений УИС, но правозащитники хотят пользоваться своей техникой  
Фото: «Адвокатская газета»
Эксперты, опрошенные «АГ», полагают, что с реализацией предложений тюремного ведомства могут возникнуть проблемы из-за саботажа – под видом «технических неисправностей» – на местах.

На общественное обсуждение представлен разработанный ФСИН России проект приказа о новом порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий. Как следует из пояснительной записки, документ направлен на реализацию принятых в июле 2018 г. поправок в Закон об общественном контроле, которые касались возможности использования членами ОНК фото- и видеотехники при посещении мест принудительного содержания.

Читайте также
Принято в июле
Изменения в гражданском, уголовном, налоговом, административном праве и процессе и новые судебные акты высших судов
07 августа 2018 Мнения

Согласно проекту ведомственного приказа предлагается установить разрешительный порядок осуществления членами ОНК съемки заключенного при наличии его письменного согласия. При этом для съемки могут использоваться только технические средства, находящиеся на балансе учреждения УИС.

Как указывается в документе, полученные в ходе осуществления фото- и видеосъемки материалы будут рассматриваться руководителем учреждения УИС или его заместителем либо сотрудником, уполномоченным начальником учреждения УИС, совместно с членами ОНК. Необходимые материалы по их просьбе будут копироваться на предоставленный членами комиссии машинный носитель и передаваться им по акту.

В обоснование соответствующего порядка ФСИН приводит доводы о том, что «современная аппаратура для осуществления кино-, фото- и видеосъемки, как правило, является высокотехнологичной и представляет собой технически сложные устройства, надлежащий досмотр которых в условиях учреждений УИС и силами сотрудников следственных изоляторов и исправительных учреждений представляется затруднительным». Кроме того, в ведомстве опасаются зарядных устройств для техники, которые также потребуется проносить на территорию мест лишения свободы.

По мнению ФСИН, предлагаемый проект приказа позволит исключить спорные моменты, связанные с досмотром членов ОНК при проходе на территорию учреждений УИС. Также в ведомстве заявляют, что следственные изоляторы и исправительные учреждения необходимыми техническими средствами обеспечены в полном объеме.

Опрошенные «АГ» эксперты скептически отнеслись к предложениям ФСИН, назвав их удобными лишь для работы сотрудников ведомства, но не для эффективности общественного контроля. Так, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель МРОО «Комитет против пыток» Игорь Каляпин указывает, что через колонии и СИЗО ежегодно проходит порядка ста тысяч человек: «Что же за секреты такие, которые можно видеть и знать арестованным и осужденным, но нельзя снять на фотоаппарат? Я 8 лет был членом ОНК, и я не помню ни одного спора по поводу фотографирования объектов, обеспечивающих режим охраны или безопасности. Зато я помню многочисленные отказы сотрудников ФСИН предоставить возможность сфотографировать телесные повреждения осужденного. Яркий пример – следы от наручников у Ильдара Дадина: там было четко видно, что браслеты использовались именно для подвешивания».

По словам Игоря Каляпина, неясно, по какой причине фиксация следов преступления должна происходить по разрешению лиц, возможно, совершивших это преступление, и их техникой. «Какую опасность представляет фото- и видеоаппаратура в руках члена ОНК? Либо общественный контроль есть, либо это контроль до тех пор, пока нет нарушений, но тогда это не контроль», – заключил он.

Правозащитники давно и безуспешно пытаются добиться возможности проведения фото- и видеофиксации в местах лишения свободы. В частности, член московской ОНК Евгений Еникеев уже дважды пытался по суду оспорить запрет на пронос фотоаппарата в СИЗО «Лефортово» для съемок санузлов в камерах и других бытовых условий изолятора. «Было два иска: один – до принятия поправок в Закон об общественном контроле, второй – после. В первом иске отказали вплоть до Верховного Суда. По второму иску суд первой инстанции отказал, теперь скоро будет апелляция – 28 января», – рассказал он «АГ».

Евгений Еникеев опасается, что принятие приказа ФСИН в таком виде будет саботироваться исполнителями на местах: «У них всегда останется возможность сказать, что “у нас единственный фотоаппарат сломался”, “карты памяти нет”, “мы вашу флешку в наш компьютер вставлять не будем” и т.д.». Он добавил, что совместно с Московской Хельсинкской группой подготовил предложения по корректировке предлагаемого порядка и в ближайшее время они будут направлены ведомство. «Я бы предложил, чтобы члены ОНК могли проносить свою фото- и видеоаппаратуру без функции выхода в интернет», – резюмировал правозащитник.

С ним согласна член СПЧ Ева Меркачева. Она назвала надуманными опасения ФСИН о высокотехнологичной аппаратуре, которую не смогут проконтролировать сотрудники УИС. «У правозащитников нет денег ни на какую высокотехнологичную аппаратуру», – сказала Меркачева «АГ». По ее словам, предложенный порядок видеофиксации сулит технические сбои в самые неподходящие моменты: «У нас уже были случаи с записями с видеорегистраторов сотрудников, которые нам обещали предоставить, мы оформляли все запросы необходимым образом, и в итоге – ничего не получали. Поэтому лучше всего, если бы правозащитники могли проносить свою технику, это надежнее», – заключила Ева Меркачева.

Рассказать:
Яндекс.Метрика