Юрий Пилипенко,
президент ФПА РФ
Нам, современным российским адвокатам, подчас переживающим невыносимую несправедливость в обычном современном районно-федеральном суде, хоть в чем-то повезло – он среди нас. Все так же юн, азартен, увлечен, красив и вдохновлен. И это все – Генри Маркович Резник! Необычайная жажда жизни, игра ума, ирония взгляда и желание нравиться людям. Не всем, а только симпатичным, лучше девушкам. Как здесь не замереть от восторга?!
И я могу смело утверждать, что Генри Маркович Резник – достояние не только российской (в девичестве – советской) адвокатуры, но и всего российского общества.
Поздравляю Генри Марковича с юбилеем и желаю ему новых свершений и профессионального долголетия.

Светлана Володина,
вице-президент ФПА РФ
Дорогой Генри Маркович!
Вам сложно признаваться в любви.
Во-первых, потому что Вы об этом и так знаете. Во-вторых – это настолько для Вас привычно, что может и надоесть.
Но все-таки, кто Вы, Генри Маркович, – человек-оркестр или дирижер огромного оркестра? Наверное, и то и другое. И музыка Ваша прекрасна! Вы знаете, чувствуете, понимаете, а главное цените музыку жизни!
Ваша личность наполненная, глубокая и разносторонняя настолько, что трудно сказать, что в Вас лучше или чего больше. Наполненности жизни искусством, профессиональных подвигов, жизненных будней или просто умения радоваться каждому новому дню.
И музыка Ваша слышна везде!
Став легендой уже давно и смирившись с этим предназначением, Вы в принятом для себя темпе или аккордовой последовательности идете дальше, замечая или даже не замечая, по течению это движение или нет.
И Вы исполняете только созданные Вами гармоничные мелодии!
Говорят, что музыка – универсальный язык человечества. Да, и на этом языке, исполняя сольные вокализы в профессии, в присущей только Вам тональности Вы доносите до слушателей то, что адвокатура – это звучит гордо!
Адвокат – это важная часть правосудия! И Вам верят!
Лем сказал, что «Не всякий умеет танцевать под музыку будущего», и это так. А Вы не просто умеете – Вы создаете музыку будущего. И пусть она звучит долго!
И все-таки с любовью и благоговением.

Вадим Клювгант,
заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов,
вице-президент АП г. Москвы
Свой предъюбилейный бенефис он завершил проникновенным стихотворением Андрея Дементьева, предварив его словами: «Поэт сказал, что мне это не посвящено, но написано под впечатлением от наших встреч»:
Я одинокий волк…
Я не хочу быть в стае.
Пожар в моей крови уже заметно стих.
И одинокий след мой по весне растает,
Как тает сила в мускулах моих.
Мне в одиночку выжить не удастся,
Крутую зиму мне не одолеть...
Но, чтобы волком до конца остаться,
В отчаянном броске
Хочу я встретить смерть.
В последний раз вкушу азарт погони,
Пройду по краю на семи ветрах...
Я старый волк...
Но я пока в законе
И мой оскал еще внушает страх…
Пожар заметно стих? Одинокий след растает? Тает сила в мускулах? В одиночку выжить не удастся? В последний раз? Старый? Ну не знаю… Нет, оно, конечно, восемьдесят – возраст вполне почтенный, и глупо спорить с законами природы и бытия. Но как-то не о нем все это печальное «подытоживание»… А вот азарт – точно о нем. И драйв. И оскал – он бывает очень заметен в баталиях, и далеко не всякий представитель процессуально противной стороны способен перед этим оскалом устоять. «Я не хочу быть в стае» – тоже точно про него.
Но самое для меня сильное и точное ощущение от Генри Резника – непреходящее изумление. Его невероятным обаянием, эрудицией и интеллектом. Безошибочным чутьем – как на все настоящее, так и на всякую фальшь. Точностью слова, изяществом слога и богатством голоса. Молниеносной реакцией и острой памятью. Мудростью, удивительно гармонирующей с доверчивостью. И все это – на фоне «особо отягчающих обстоятельств»: неуемного жизнелюбия, многогранной талантливости, яркости и самобытности.
Если стихи, песни, то взыскательно, с тонким вкусом отобранные «под себя» и обязательно с какой-то исполнительской «изюминкой»: собственной историей, ассоциацией или шуткой.
Если театральный дебют, то исполнением культовой «Таганки» в адвокатской мантии с оперной сцены.
Если книга на профессиональную тему, то «Защита Родины от Родины», где тонкая ирония соседствует с высокой гражданственностью. Если книга о пройденном и пережитом, то, конечно же, «С драйвом по жизни». А с чем же еще?!
Если дискуссионная статья, то не потому, что все про это пишут, а потому что нельзя не написать, чтобы сказать о том, о чем никто не сказал.
Если в одиночный пикет – то с протестом против телехунты.

Андрей Сучков,
исполнительный вице-президент ФПА РФ
Адвокатская профессия особая. Состоявшийся адвокат – не только отменный профессионал, но и личность, при этом зачастую ревниво наблюдающая за успехом коллеги. На этом фоне мэтры адвокатуры – особое и исключительно редкое явление. Принадлежность к этой когорте определяет уважение к ним всех представителей адвокатского цеха.
Но и в этой избранной группе Генри Маркович стоит особняком. Он уникален. Талантлив, умен, красив, артистичен, эрудирован, с изысканным вкусом, молниеносной реакцией на ситуацию и потрясающим чувством юмора. Много еще чего замечательного можно перечислять из его личностных качеств. И хотя каждое из них в отдельности – не такая уж и редкость, однако в данном случае постоянно удивляешься, что все это удалось совместить в одном человеке.
Что ни делает Генри Маркович: публичные выступления, письменные тексты – все выглядит неимоверно красиво, гармонично и непринужденно легко. Сам собой напрашивается диагноз: «Облагодетельствован природой и баловень судьбы». Но вспоминаю эпизод, когда он приехал к нам в провинциальную адвокатскую палату с лекцией и не стал задерживаться на приятных посиделках накануне. При этом серьезно так сказал, что нужно готовиться к завтрашнему выступлению. И это Генри Маркович, одно появление которого на лекторской кафедре – уже полный и окончательный успех! Который навскидку может по делу, убедительно и красиво говорить практически на любую адвокатскую тему! Но нет – пошел готовиться.
Отдавая дань уважения и признательности юбиляру, все же следует сказать, что не все так безоблачно. Своим успехом он создал идеал адвоката. Красивый, манящий и недостижимый.

Тамара Морщакова,
член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
завкафедрой судебной власти НИУ «Высшая школа экономики», судья КС РФ в отставке
С аспирантских лет считаю Генри Марковича другом и хочу поздравить его не с юбилейным годом, а с началом следующего этапа его успешной, разносторонней жизни и деятельности. Когда-то не просто было согласиться с решением молодого ученого уйти из академической науки и заняться адвокатской практикой. Ведь уже в начале научной деятельности из-под его пера вышла удивительная, новаторская монографическая работа, посвященная вероятности и достоверности при оценке судом доказательств по внутреннему убеждению. Честно признаться, и тема, и тем более ее воплощение не могли не привлекать, но далеко не каждый мог решиться на такую смелую работу и выполнить ее хотя бы сравнимо с высоким уровнем этой книги.
Потом уже блестящий адвокат убедительно демонстрировал свои возможности ученого и практика. Как один из авторов нынешнего Закона об адвокатуре, он фактически сконструировал современные принципиальные основы адвокатской профессии. А это уже, прошу простить за громкие слова, – историческая заслуга. Понятно, что мэтр имел и имеет много официальных задач в адвокатуре, но как состоявшийся ученый он еще и руководил уникальным НИИ при ней.
Нельзя представить себе Генри Марковича и без его активной роли в адвокатском образовании, без просветительской деятельности в структурах Совета Европы и Страсбургского суда. Прекрасный, сочиненный им в названии его книги об одном из процессов в этом Суде парафраз – «Защита Родины от Родины» – является знаковым не только для гражданской позиции автора, но и для роли правозащиты в гражданском обществе. Голос адвоката и ученого слышен и убеждает.
Дорогой Генри Маркович, надеюсь на то, что твоя система представлений о главном всегда будет помогать находить в окружающем мире правду, рукопожатность, доверие, оптимизм. Мои пожелания – тебе и Ларисе – здоровья и семейного тепла, которое вы так умеете сохранять.

Елена Львова,
член Совета АП г. Москвы
Какое значение в моей жизни имеет Генри Маркович Резник?
Во-первых, очень личное – мы знаем друг друга несколько десятков лет. Если кто-то не знает, он муж моей сестры, тоже адвоката Ларисы Львовой. Мы вместе с нашими детьми и внуками – большая дружная семья.
Во-вторых, мистическое. Когда-то еще очень давно мне нагадала гадалка, что высокий мужчина с белой головой сильно повлияет на мою жизнь. Так и случилось.
Благодаря Генри Марковичу я попала в команду адвокатов, работавших по делу ГКЧП. 23 февраля 1994 г. к участникам этих событий, а также участникам декабрьских событий 1993 г. была применена амнистия. Помню, что в зале Верховного Суда, выступая, я сказала: «Это самое счастливое событие в моей адвокатской жизни». Тогда по обоим делам были освобождены все политические узники. Причастностью к этим уникальным и фантастическим событиям я обязана Генри Марковичу Резнику.
Но со мной Генри Маркович разделял не только радость, но и беду. Однажды, выступая на «Эхо Москвы», я «горячо» высказалась о том, что моему смертельно больному подзащитному – адвокату Василию Алексаняну (заместителю начальника юридического Управления ЮКОСа), находящемуся в СИЗО, не оказывается медицинская помощь. Последствия оказались для меня плачевными. Следственный комитет возбудил доследственную проверку по факту распространения «клеветы», собрал два тома каких-то материалов, и мне грозили лишение адвокатского статуса и уголовка.
Я была в отчаянии от несправедливости, поскольку у меня на руках была копия медицинской карты Алексаняна, истребованная из СИЗО, которая подтверждала мои слова.
Вдруг неожиданно мне позвонил Генри Маркович и сказал: «У тебя есть один рубль, чтобы заключить со мной соглашение? Я буду тебя защищать». И он за меня боролся и меня отстоял! Разве это не мистика? Конечно, я ему за это очень благодарна.
Что между нами с Генри Марковичем общего?
Во-первых, мы родились в один день – 11 мая.
Во-вторых, мы оба трудоголики.
В-третьих, нас объединяет любовь и преданность адвокатуре.
В-четвертых, любовь к театру.
А еще он открыл для меня Бориса Пастернака. Когда его роман «Доктор Живаго» был еще запрещен, он дал мне на сутки перепечатанный на папиросной бумаге экземпляр самиздата этой книги. С тех пор мы спорим, кто лучше: Мандельштам или Пастернак.
Что нас отличает друг от друга?
Генри Маркович способен на поступок, что он продемонстрировал на одиночном пикете, а еще отказавшись от профессорства из-за появления доски с упоминанием имени Сталина в учебном заведении, где он преподавал, а я… нет.
Он общителен, а я люблю тишину.
Он лучше меня поет, а я лучше него читаю стихи.
Он делает зарядку и ходит в бассейн, а я люблю лежа читать книги.
Он любит Запад, а я люблю Восток.
Что бы тебе, Генри Маркович, пожелать в связи с твоим юбилеем?
Во-первых, так держать, т.е. ходить в бассейн, делать зарядку, петь, говорить, защищать, любить и совершать поступки.
Во-вторых. Мы вместе любим Бориса Пастернака. Позволь мне высказать тебе свои пожелания в день знаменательного юбилея словами любимого нами поэта:
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пять,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Сергей Пашин,
федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ
В душном судебном зале наблюдал, как Генри Маркович Резник, завершив процесс блестящей речью и выслушав решение, присудившее победу его стороне, отер пот со лба и ответил ринувшимся к нему журналистам: «Я доволен. Сейчас бы холодного пива – и был бы счастлив». Так достойно и просто мог сказать пахарь, засеявший поле.
Талант юбиляра, мне кажется, – в сочетании артистизма и глубины порождаемого им смысла. Именно с его газетной статьи, развеивавшей советские мифы об «объективной истине» судопроизводства, началось в нашей стране движение процессуального учения от схоластики к науке, был заложен теоретический базис судебной реформы. Именно его усилия определили облик современной российской адвокатуры.
Генри Маркович – труженик и эстет одновременно, умеющий извлекать практическую энергию права и любоваться ее игрой. Все писатели и ораторы, оставившие в публичном пространстве свои речи, – современники. Генри Маркович известен сочинениями о деятелях дореволюционной адвокатуры, и он стоит с ними плечом к плечу.
Я восхищаюсь юбиляром как младший товарищ по юридической профессии. У меня есть и личные причины любить его. В судебном разбирательстве, о котором сказано в начале, на кон бросили мою честь и будущее. Отстоял их Генри Маркович Резник.